СЕРГЕЙ РОДИОНОВ: ДЕВИЗ ДЛЯ АКАДЕМИИ ПРИДУМАЛ ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ ЧЕРЕНКОВ

spartak.com 1017 0 16 февраля 2015

На территории нынешней спартаковской Академии я, признаюсь, не был уже давно. А тут еще и пятница 13-е… Так что понять сходу, в какое из зданий надо бы идти, чтобы отыскать там давно знакомого мне президента Академии Сергея Юрьевича Родионова, оказалось затруднительно. В конце-концов, затеряться на бескрайних просторах Академии Родионов мне сам и не дал, подкатив на личном авто.

Описывать в свое время то, как Родионов прекрасно выступал и в «Спартаке», и в сборной мне было интересно, а вот рассказать о его нынешней деятельности на посту президента знаменитой академии красно-белых, пока не приходилось ни разу. Хотя еще в то самое советское время, когда Родионов играл, я не без интереса рассказывал в известной и популярной спортивной газете о зарождении так называемых футбольных спецклассов, футбольных интернатов. Тех самых, которые, в чем совершенно уверен, приносили свою немалую пользу отечественному футболу. В этом мои командировки по России, Белоруссии, Казахстану, Украине, знакомства с энтузиастами — детскими тренерами убеждали не раз.

Вот и сейчас. Я сразу заметил: Родионову не просто нравится работать здесь. Он этим счастлив. Мы шли по коридорам интерната, и Сергей Юрьевич то и дело просил меня посмотреть то налево, то направо. На стенах — портреты, фотографии спартаковской истории, великих игроков клуба. Удобные номера, рассчитанные на два человека, комнаты отдыха. Вежливые ребята, почтительно здоровающиеся за руку с президентом. Без всякой показухи. Просто так здесь принято, такая норма жизни поведения и воспитания.

Напротив кабинета президента висит аккуратно оформленная в рамочку футболка… Дзюбы. Я не сдержался и улыбнулся. Родионов перехватил мой взгляд, и тут мы в унисон, заговорили разными словами, но об одном и том же: пусть, мол, висит и дальше. В жизни ведь разное бывает. Сегодня так, завтра этак… А майку свою Артем Дзюба, как бывший воспитанник спартаковской Академии, дарил ребятам все-таки от чистого сердца.

С Родионовым мы намеревались поговорить минут сорок. Просидели почти два часа. Честно скажу, мне было интересно слушать, спрашивать и переспрашивать. Тем более, что очень многое об Академии хотели бы узнать и пользователи нашего сайта, болельщики «Спартака». А начать Родионова попросил с самого начала о том, как все-таки получилось так, что он стал президентом Академии? Прекрасно играл сам, потом попал в тренерский штаб клуба, а тут — как ни крути, но все-таки во многом футбольный функционер, хозяйственник, организатор. Со стены рабочего кабинета Родионова за всем происходящим внимательно смотрел Николай Петрович Старостин…

— Как так получилось? — на секунду задумался мой собеседник. В 2010 году Валерий Георгиевич Карпин, на тот момент занимавший должность главного тренера и исполняющего обязанности генерального директора клуба, предложил мне подумать над тем, чтобы возглавить Академию «Спартака». Я поразмыслил некоторое время и дал согласие. И, если быть совсем точным, то 10 января 2011 года приступил к работе.

— К работе, совершенно новой, необычной для вас…
— Необычной, согласен. Но с другой стороны. Я все-таки футбольный человек и не шел в какую-то совсем уж незнакомую для себя область. Я, конечно, знал, что существует Академия, имел о ней некоторое представление, о ее структуре. Кроме того, мне к тому времени удалось окончить государственный университет управления, RMA. То есть, уже в достаточно зрелом возрасте я прошел определенное обучение. Было интересно попробовать себя на этом месте. Свои возможности и ту обстановку, в которой находился на тот момент, я оценивал вполне реально.

— У вас были какие-то предложения стать тренером?
— Были. Причем, как из второй, так и из первой лиги, но я не стал их принимать.

— Почему?
— Ну, к примеру, я вполне четко осознавал, что в первой лиге с ее нынешними нравами, устоями, взаимоотношениями мне было бы сложновато. Да с теми же легионерами, например. Я все-таки себя отношу к игроку, специалисту советской школы и мне не хотелось бы ощутить какое-то недопонимание со стороны зарубежных футболистов. Так что приглашение возглавить Академию, оказалось вполне кстати. И я ни о чем не жалею. Не случайно упомянул о том, что какие-то моменты в работе Академии мне были вполне понятны, потому что мы еще, будучи в Тарасовке, в тренерском штабе клуба, общались с Карпиным, с другими тренерами. Что можно улучшить, что можно сделать… Уже тогда слушал, высказывал свое видение, понимание ситуации. А когда дал согласие, то общался, конечно, и с владельцем клуба — Леонидом Арнольдовичем Федуном. И скажу честно: меня эта работа просто затянула. Теперь вся моя жизнь напрямую связана с Академией.

— Говорят, что новая метла метет по-новому. Имея в виду кадровые перестановки, появление новых тренеров…
— У нас все менялось потихоньку, потому что жизнь не стоит на месте. Не являюсь сторонником каких-то глобальных массовых увольнений. Надо ведь понимать, что история школы богата сама по себе и, недооценивать работу многих специалистов просто нельзя. Мы очень осторожно изначально относились к тому, что какие-то специалисты работают здесь очень давно. Спартаковские традиции, преемственность должны сохраняться. Мы учимся, развиваемся. Выезжаем за рубеж: в «Барселону», «Бенфику», «Спортинг», «Аякс», в Германию... Побывал в тамошних футбольных академиях, познакомился с их работой и скажу, что весь опыт перенять и перенести к нам невозможно. Разный и менталитет, и нравы. Что-то лучшее потихоньку можно брать, адаптировать это в наших условиях. Но просто перенимать все, что хочется — нельзя. У нас, например, работают квалифицированные отечественные кадры и мы ими очень довольны.

— Недавно прошла информация о резких перестановках в тренерском составе Академии. Что это означает?
— Не стал бы говорить о чем-то резком. Раньше ведь какое существовало понимание? Тренер брал мальчиков в восемь лет и вел их до конца, до выпуска. Сказать, что это плохо — не могу. Но и утверждать, что это очень хорошо — в нынешних условиях тоже было бы неправильно.

— Почему? Все-таки тренер знает своих воспитанников с малых лет, изучил их характер, нрав, видит рост мальчишек. Или на каком-то этапе у него «замыливается глаз»?
— Существуют определенные этапы подготовки, особенности возрастного периода и есть те методические указания, которые показаны в конкретном периоде. Я еще не видел таких идеальных тренеров, которые знают все. И мы, серьезно поразмыслив в Академии, пришли к тому, что вести ребят надо не до конца, а периодически, дифференцированно, понимая, на какой конкретной позиции какой конкретный тренер нам наиболее полезен. Был, например, период времени, когда мы решили: каждый год тренер будет меняться. Но сами быстро поняли, что на сегодняшний день это невозможно. Потому что опять-таки: нужно время, чтобы понять — где какой тренер окажется полезнее всего. У кого-то может лучше получаться с малышами, а у кого-то со старшими. Так что, нам, прежде всего, надо разобраться самим. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, сразу скажу: глобальных перестановок не произошло. Мы сделали незначительные передвижки в тренерском составе. За четыре последних года они практически минимальны.

— Если я правильно понял, вы в какой-то степени копируете систему общеобразовательной школы. Первые года с учениками работает один постоянный специалист, а потом приходят «предметники».
— Совершенно верно. И сегодня, мы, это я имею в виду и директора Академии Валентина Климко, и его заместителя, работаем коллегиально и принимаем совместные решения. Штат тренеров у нас достаточно солидный — 21 специалист. Это живые люди, у каждого из них есть свой характер, свое понимание, но… Что значит свое понимание? Оно, конечно, должно быть, однако мы при этом хотим единого понимания философии нашей Академии. Мы считаем, что не должно быть такого, когда тренер говорит: это моя команда. И, что хочу с ней, то и ворочу… Нет, такое сегодня уже не проходит. Это наша общая команда, команда ФК «Спартак», которая развивается в соответствии с общей стратегией и философией.

— Если можно, все-таки проясните суть единой философии. От кого она идет?
— Это философия в подготовке и понимании игры. Она у нас так и называется: живи футболом, играй и побеждай красиво! Пришла она от девиза Федора Федоровича Черенкова. То есть, мы все, конечно же, понимали, что есть футбол кружевной, со стеночками, короткими передачами, умный сам по себе. Сами в такой играли когда-то… Но, это все сразу на бумагу в слоган не переложишь. И вот однажды в детском доме проходил турнир, на который был приглашен и Черенков. И там его попросили подписать книгу «Мастер и мяч», которую мы дарили воспитанникам детского дома. Федор Федорович написал: живи футболом, играй красиво! Эти слова, эта, можно сказать, философия игры и легла в основу нашего слогана. Хотя при этом все равно оставалось ощущение некоторой недоговоренности что ли…

— Чего-то емкого и очень важного?
— Вот именно. Мы даже самого Черенкова попросили помочь нам как-то дополнить слоган, который полностью отражал бы единую философию жизни и работы Академии. И он очень активно пытался помочь. Мы разработали одиннадцать принципов спартаковцев. Одиннадцать по количеству игроков на поле… Так вот мы в течение, наверное, месяцев трех работали над каждым словом, думали, искали. Почему это слово или другое. Очень плотно обсуждали. А потом, как это часто бывает все пришло чуть ли не сходу и всем сразу. Сегодня многие говорят о результате. От него уйти очень сложно, хотя часто можно слышать как раз иное: нам, мол, результат не нужен. У нас же действительно основная задача — подготовка футболиста для дублирующего и основного состава «Спартака-2», главного «Спартака», для сборной Москвы или страны. Эта задача неразрывно связана и с общеобразовательной школой. Потому что мы обязаны выпустить из Академии человека обученного футболу и плюс адаптированного к нормальной, человеческой жизни. Любящего «Спартак». То есть, он должен не потеряться в нашей жизни. К чему я это все говорю? К тому, что мы и вы, думаю, прекрасно понимаете: все играть в футбол не будут. И тут никто никого не обманывает.

— В конце-концов, это недостающее слово вы все-таки нашли…
— Да. Живи футболом, играй и побеждай красиво. Побеждай… Спартаковский зритель очень требовательный. Победы нужны, но не сухие, а зрелищные. Потому мы и учим мальчишек играть для зрителей в том числе. Пусть их пока на матчах младших возрастов не так много, но они есть. Значит, и им должно нравиться, как команда не только играет, побеждает, но и побеждает красиво. Может быть, среди таких зрителей есть еще и те, которые ходили когда-то на мои игры на Ширяевку. А мы тогда старались показать красивый футбол.

— Эта концепция совпадает и с концепцией молодежки «Спартака»?
— Конечно. Владимир Бесчастных, до того, как возглавил молодежный состав, поработал у нас в Академии два года. Здесь он заявил о себе. Полная преемственность…

Продолжение следует

Источник: http://www.spartak.com

Комментарии: