Черчесов: В том цикле нам сам Бог велел выиграть шестой матч

EF 844 0 Автор: Дмитрий Вавилов - 15 сентября 2015

EF вместе с экс-вратарём «Спартака» вспоминает выступление москвичей в ЛЧ сезона 1995/1996

В преддверии старта «Зенита» и ЦСКА на групповом этапе Лиги чемпионов корреспонденты EF Дмитрий Вавилов и Александр Августин вместе с бывшим голкипером «Спартака» Станиславом Черчесовым продолжают совершать экскурс в историю, повествуя о том, как 20 лет назад красно-белые добились кажущегося сегодня невероятным результата на данной стадии самого престижного клубного турнира Старого Света, набрав 100% очков в соперничестве с лучшими клубами Англии, Польши и Норвегии. Впрочем, самому Станиславу Саламовичу удалось ещё раз покорить аналогичную вершину в прошлом году, когда руководимое им «Динамо» практически не заметило сопротивления своих конкурентов в Лиге Европы, что, по его мнению, свидетельствует о том, что и у других российских команд есть шансы для повторения этого успеха.

– Добившись волевой победы над «Русенборгом» на выезде, «Спартак» разгромил норвежцев в ответной встрече в Москве. Исход игры красно-белые предопределили уже к 20-й минуте матча, поведя в счёте 3:0. На ваш взгляд, это говорит о разнице соперников в классе?

– Думаю, что дело именно в этом. Не умоляя достоинств норвежцев, скажу, что шансов на победу у них изначально было немного. Кстати, в этой игре на замену вышел Титов, из-под которого нам в концовке забили. Он, наверное, до сих пор помнит тот момент и мой взгляд на него (улыбается). Но, опять же, раз его выпустили, значит, это не просто так. Не случайно Егор потом был многолетним капитаном и лидером «Спартака». Потому что и он, и другие игроки воспитывались в соответствующей обстановке. Огромное значение здесь имеет то, с кем футболист играет и какой энергетикой заряжается. Не на ровном же месте у «Спартака» возникло такое поколение, которое приняло эстафету от более старших товарищей.

– Так или иначе, «Спартак» с молодым Егором Титовым в составе наглядно доказал своё превосходство над чемпионом Норвегии.

– Самое главное – благодаря успеху в этой встрече мы досрочно прошли в следующий раунд Лиги чемпионов. И после таких игр, когда, например, паришься в бане, возникает такое чувство, что почему бы нам не выиграть шесть матчей, раз мы уже одержали четыре победы? Здесь уже, как говорится, тренер уходит в какой-то мере на второй план, а на авансцену выходят амбиции команды. Это тот случай, когда в ней должна быть группа игроков, которая бы передавала победный настрой остальным.

– В связи с уверенной победой над «Русенборгом» хотелось бы вспомнить добрым словом покойного Илью Цымбаларя, который в той встрече забил сумасшедший по красоте мяч в ворота норвежцев.

– Я помню этот гол, когда Илья из-за пределов штрафной нанёс удар «шведкой» и мяч, задев перекладину, опустился за шиворот вратарю. Это было очень красиво. Но в той команде любой из футболистов мог решить вопрос и в нужное время послать мяч в ворота соперника. Другое дело, что, может быть, не каждый мог сделать это столь изящно. А это именно то, что так нравится болельщикам, особенно спартаковским.

– А вам из ворот подобные голы как виделись?

– Вы знаете, великолепно! (улыбается). Причём неважно, издалека, «шведкой», пяткой… Главное – чтобы мяч был в воротах.

– Если бы вам забили такой гол, поаплодировали бы сопернику, как это сделал, например, вратарь дубля «Крыльев Советов» в 2009 году, когда ему похожим ударом только от боковой линии мяч за шиворот отправил Джано Ананидзе в матче молодёжных составов красно-белых и самарцев?

– Есть исполнительское мастерство, и признать умение соперника исполнить такой удар – это тоже надо уметь. Ведь гол есть гол. Вратарь сделал всё правильно, а соперник ещё лучше. Это тоже надо ценить.

– В своё время Ринат Дасаев оценил мяч, забитый ему Марко ван Бастеном в финале чемпионата Европы 1988 года невероятным ударом, который противоречит всем законам физики.

– Могу вам сказать, что знаю ван Бастена ещё со времён юношеских и молодёжных турниров на уровне сборных. Он на год моложе меня, и мы с ним часто пересекались. Ван Бастен всегда забивал много красивых мячей, в том числе и ударом через себя. В эпизоде с голом в ворота Дасаева Ринат выбрал настолько правильную позицию, что его не в чем упрекнуть. Однако ван Бастен владел таким ударом, которым он отправил тот мяч в сетку. Понятно, что в такой ситуации попасть в ворота довольно тяжело, но он же попал. Если бы мяч полетел чуть-чуть ниже, вратарь бы его отбил. А так, получился гол-красавец. Вот и Цымбаларь у нас умел делать с мячом такие вещи, что никто не мог предугадать, куда тот полетит.

– Вторую крупную победу на групповом этапе «Спартак» одержал над «Блэкберном» в морозных «Лужниках». Столбик термометра в тот вечер зашкаливал за десятиградусную отметку со знаком минус. Как вратарю, у которого в этой игре практически не было работы, не замёрзнуть в таких погодных условиях?

– Не соглашусь с тем, что работы у меня не было. Пересмотрите, пожалуйста, этот матч! (улыбается). Но даже в такую морозную погоду вратарь чувствует себя нормально. Чтобы защититься от холода, специально ничего не использовал. К тому же тогда не было термобелья или чего-то подобного. Тело грела внутренняя энергия и готовность к игре.

– Многолетний врач «Спартака» Юрий Васильков в интервью EF рассказывал, что в то время в России ещё не было никаких специальных мазей, которые позволяли бы игрокам защититься от холода. И он вынужден был использовать полярный крем «Стужа», изначально предназначенный не для спортивных нужд.

– Когда проходят столь важные матчи, то холода не чувствуешь. Потому что в любую секунду нужно быть готовым к тому, что тебе придётся вступать в игру и помогать команде. И таких моментов в той встрече, где надо было проявлять себя, было сразу несколько. На таком уровне не бывает так, что у твоих ворот вообще нет моментов. «Блэкберн» – атакующая команда, к тому же и в обороне периодически возникают свободные зоны. Поэтому расслабляться ни в коем случае нельзя. По крайней мере, вспоминаю эту игру с удовольствием, поскольку мы добились уверенной победы и не позволили англичанам рассчитывать на то, чтобы увезти из Москвы хотя бы одно очко.

– Добиться этого «Блэкберну» было весьма затруднительно с учётом того, что во втором тайме он остался вдесятером после удаления Колина Хендри. Но ещё до перерыва произошёл эпизод, который и по сей день является одним из самых ярких событий этого матча: в центре поля в рукопашной сошлись два игрока английской команды Грэм Ле Со и Дэвид Бэтти, которых вынужден был разнимать капитан «Блэкберна» Тим Шервуд. Уж не мороз ли так на них подействовал?

– Так бывает, когда есть соперник, который настолько закрутил им головы, что они начали кидаться друг на друга. Ни до, ни после никогда ничего подобного на футбольном поле видеть не приходилось. Но это уже их вопросы, а у нас стояла задача выиграть, что мы и сделали. Понимаете, футболисты живут игрой, а болельщики – эмоциями. Поэтому болельщикам такие эпизоды гораздо интереснее, чем игрокам.

– Перед матчем с «Блэкберном» было объявлено, что Виктор Онопко покидает «Спартак» и переезжает в Испанию. В команде это как-то обсуждалось?

– Так сразу и не вспомнишь. Наверное, мы были настолько сконцентрированы на победе в этой игре, что не обращали внимание на то, что не имеет к ней прямого отношения.

– Завершать групповой турнир «Спартаку» выпало в Варшаве матчем против «Легии». Чем вам запомнилась эта игра?

– Тем, что это был уже декабрь, замёрзшее поле старенького стадиона. Там производился какой-то ремонт, и нам пришлось переодеваться в каком-то вагончике. Но задача была в любом случае выиграть, и мы это сделали. Хотя игра была в целом равная. Однако, видимо, в том цикле нам сам бог велел выиграть и шестой матч.

– Перед игрой в команде были разговоры о том, что, одержав ещё одну победу, «Спартак» может войти в историю, встав в один ряд с «Миланом» и "ПСЖ", которые ранее также добивались максимального результата на данной стадии Лиги чемпионов?

– Нет. История здесь никого не интересует. Интересует, если так можно выразиться, пацанский инстинкт. Интересно же выиграть шестой матч подряд! Можем мы это сделать или нет? А об истории тогда никто не думал, потому что на первом месте был спортивный результат сегодня и сейчас.

* * *

– Вам удалось повторить этот успех уже в качестве тренера, когда вы вместе с «Динамо» триумфально прошлись по групповому турниру Лиги Европы. Возможно, в мире нет другого человека, которому бы это уникальное достижение оказалось бы по плечу.

– Мне об этом тоже неизвестно. Хотя это немножко разные турниры. Но давайте не забывать о том, что это тоже европейский уровень. Так бывает, что история повторяется и то, что ты пережил как игрок, потом переживаешь и как тренер. Мне это посчастливилось сделать, и могу сказать, что это приятное чувство. Хотелось бы повторить ещё (улыбается). Самое главное, чтобы внутри сидел этот чёртик, который подвигал бы тебя к этому.

– Когда вы готовили «Динамо» к заключительному матчу группового этапа Лиги Европы против ПСВ, настраивали своих подопечных на победу любой ценой, или, может быть, футболисты сами горели желанием завоевать максимум возможного?

– Мы спокойно готовились к игре в Эйндховене и ни о чём таком не говорили. А вот журналисты об этом писали до матча и задавали мне этот вопрос на пресс-конференции. Поэтому, конечно, мы об этом не думали. А если бы это была не шестая игра, а, допустим, вторая? Её же тоже хочется выиграть. И это не зависит от того, устанавливаешь ты какой-то рекорд или нет. Понятно, что с одной стороны хочется выиграть, а с другой стороны не должно быть никаких лишних слов, чтобы футболисты не чувствовали дополнительное напряжение. Но мы вышли и добились победы над ПСВ, хотя у нас по тем или иным причинам не играло восемь основных футболистов. Мы просто знали, чего мы хотим добиться и как это сделать. На матче собрался полный стадион, была отличная футбольная атмосфера. Джуджак и Манолев вышли против своей бывшей команды. Манолев провёл всю игру не на своей позиции, расположившись на месте левого защитника, и выглядел просто превосходно. После игры нас навестил Хиддинк, который, как оказалось, тоже был на стадионе. Кстати, в Эйндховене мне в своё время довелось проходить курсы повышения тренерской квалификации. Мы туда ездили всем курсом. И в составе той делегации были и Олег Романцев, и Анатолий Бышовец. Так что можно сказать, что с этим городом меня связывают определённые вещи.

– Общее у этих историй то, что и «Спартак» весной 1996 года, и «Динамо» в начале нынешнего года были фактически уже другими командами.

– Так бывает, что тут сделаешь? И там ведущие игроки ушли, и здесь ряд футболистов не продлил контракт с клубом. Понятно, что и Романцев хотел сохранить победный состав, но, к сожалению, сделать этого не удалось, и мне бы хотелось произвести определённые перестановки, чтобы команда была более конкурентоспособной. Ведь в плей-офф соперники были уже несколько другого уровня. На групповом этапе мы встречались лишь с одной командой, соответствующей уровню Лиги чемпионов. Это как раз был ПСВ. А дальше нам достались уже «Андерлехт» и «Наполи», которое проходил ещё будучи действующим игроком. Поэтому здесь нет ничего удивительного, поскольку чем дальше стадия, тем соперники всё серьёзнее и серьёзнее.

* * *

– Насколько известно, зимой 1996 года вы до последнего оставались в Москве и ждали продления контракта со «Спартаком», однако его не последовало. Всё так и было?

– Да. Поэтому уехал в «Тироль». Впрочем, у меня было предложение ещё и от «Селтика». Но до конкретики с клубом из Глазго дело так и не дошло. Хотя приоритетом всё равно оставался вариант со «Спартаком», потому что было желание доиграть эту Лигу чемпионов до конца. Однако мне пришлось переехать в Инсбрук. Раз «Тироль» тоже играл в Лиге чемпионов, три раза при мне становился чемпионом Австрии, значит, наверное, так и должно было быть.

– Прежде чем уехать в «Тироль», вы советовались с кем-то из руководства «Спартака»? Может быть, Олег Романцев или пришедший ему на смену на посту главного тренера красно-белых Георгий Ярцев что-то вам объясняли?

– Нет. Ничего такого не было.

– Журналисты очень любят цитировать вашу коронную фразу о том, что было бы, если бы у бабушки была борода… Если бы «Спартак» сумел сохранить победный состав весной 1996 года, на какой результат команда могла бы всерьёз претендовать в плей-офф Лиги чемпионов?

– Ещё будучи игроком, так никогда не загадывал, а тренером – тем более. Потому что никогда нельзя смотреть на имена. Надо смотреть на готовность игроков и их состояние. В то время у нас была великолепная готовность и прекрасное состояние. Но как всё изменилось бы весной после отпуска, никто никогда наперёд знать не может.

– Вы же наверняка видели матчи «Спартака» с «Нантом». Неужели для команды в её осеннем составе «канарейки» казались непроходимым соперником?

– Матчи видел, но сложилось так, как сложилось. А могло, допустим, сложиться ещё хуже. Никто же не может с уверенностью этого сказать. Понятно, что изначально шансов на успех у «Спартака» было бы больше. Но что было бы на самом деле, не знает никто.

– Мы начинали этот разговор с того, что «Спартаку» при жеребьёвке досталась очень удобная группа. Почему же французские команды исторически являются крайне неудобными соперниками для красно-белых?

– Честно говоря, очень люблю французский чемпионат за то, что там есть всё – и мощь, и атлетичность, и техника, и тактика. Всё это собрано вкупе, потому что, например, в Италии больше тактики, в Германии больше силового футбола, в Испании больше техники. А французский футбол, в моём представлении, всё это сочетает. У французов это очень сбалансировано. К тому же их чемпионат всегда был сильным, там было и остаётся много хороших игроков.

В Италии больше тактики, в Германии больше силового футбола, в Испании больше техники. А французский футбол, в моём представлении, всё это сочетает. У французов это очень сбалансировано. К тому же их чемпионат всегда был сильным, там было и остаётся много хороших игроков.

– Однако в «Нанте» не было звёзд первый величины. Единственным футболистом той команды, который в последствии добился всемирного признания, был Клод Макелеле. Но тогда ему было всего 23 года, и о переходе в «Реал» он, вероятно, даже мечтать не мог.

– В этом плане соглашусь. «Нант» не был непроходимой командой. Возможно, на бумаге «Спартак» выглядел бы сильнее. Но как было бы на самом деле, решает только зелёный прямоугольник.

– Как вы считаете, в обозримом будущем кто-то из российских клубов способен повторить результат «Спартака» в сезоне-1995/1996 на групповом этапе Лиги чемпионов?

– Если у нас с «Динамо» получилось это сделать в Лиге Европы, значит, шансы есть. Другое дело, что всё зависит от готовности той команды, которая поставит перед собой такую цель. Потому что свою команду как игрок и как тренер всегда ставлю выше в том плане, что здесь всё в большей степени зависит от тебя. Но и, опять же, нужен удобный жребий. Подчёркиваю: не хороший или ещё какой-то, а именно удобный. Потому что команда сама по себе может достаться хорошая, но она ещё бывает и удобная. Тогда всё возможно. Однако к этому в любом случае надо приходить самим. Мы же со «Спартаком» обыгрывали «Наполи» с Марадоной и «Реал» с Бутрагеньо. А это говорит о том, что в футболе ничего невозможного нет.

Источник: http://www.eurofootball.ru

Комментарии: