Последнее чемпионство «Спартака» 2001 года — как это было

Чемпионат.com 1405 0 27 октября 2016

15 лет назад «Спартак» стал чемпионом в последний (на сегодня) раз. Романцев, Титов, Червиченко и другие вспоминают, как это было.

Романцев никогда никому не жаловался

Последние успехи «Спартака» в России и Европе, в том числе и чемпионство 2001 года, связаны с Олегом Ивановичем Романцевым. 15 лет назад он был не только главным тренером «Спартака», но и президентом клуба, а также готовил сборную России к отборочному этапу чемпионата мира — 2002.

— Страшное дело! — вспоминает Олег Иванович. — Я потому так рано и закончил тренировать, что те времена были сумасшедшими. По два-три часа спал! Это неправильно, но президентом я стал вынужденно, иначе мы бы не сохранили «Спартак». Всегда у нас была настоящая, семейная атмосфера. Поддерживали друг друга и в быту, и на тренировках, и всё это переносилось и на игру. Конечно, мы до сих пор общаемся все вместе: недавно с Димой Парфёновым виделся, Юра Ковтун — мой сосед, мы дружим семьями. Единственный, с кем потерял связь, — Вася Баранов… он в команде был весёлым и разухабистым, но подпольным немного, самостоятельным. Почему в наше время «Спартак» выигрывал чемпионство: мы за двое суток до матча собирались в Тарасовке, уж надоесть могли друг другу до невозможности! Но даже три недели отпуска всё равно вместе проводили, всей командой в Таиланд ехали и отдыхали по полной программе.

И болельщики тогда кричали: «Спартак, чемпион!» — когда и куда бы команда ни поехала. Думал: счастливый я тренер — сезон ещё не начался, а команда уже чемпион… Надеюсь, 2016 год — последний без чемпионства. Смотрю на болельщиков — целое поколение не видело «золота». Им нужно устроить праздник, мы столько им задолжали, что теперь настала пора отмазываться.

О Романцеве очень тепло говорят все, кто с ним работал — и игроки, и коллеги из тренерского штаба.

— Мы знали, что с Олегом Ивановичем никаких проблем не будет! — заявляет капитан «Спартака»-2001 Егор Титов. — Самая запоминающаяся установка была такой: Романцев заходит, объявляет состав, а потом уходит сам и уводит всех помощников, даёт время команде пообщаться между собой. Так обычно было перед ЦСКА или «Локомотивом». Ты уже понимаешь, что если Олег Иванович так поступает, то матч сверхважный.
Романцев помимо результата требовал от нас игру в красивый футбол. В 2000 году мы выиграли очень тяжёлый чемпионский матч с «Ростовом» со счётом 1:0, когда Макс Калиниченко вынес мяч из ворот на последних минутах, и стали радоваться очередному чемпионству, а Олег Иванович встал и быстрым шагом ушёл в подтрибунное помещение. Я тогда был очень сильно удивлён и зол, попросил Грозного позвать Романцева… Даже на фото после того матча Олега Ивановича нет.

— Романцев как тренер опережал своё время, очень глубоко анализировал футбол, на сборах читал серьёзные книги чемоданами, — вспоминает помощник главного тренера «Спартака» Вячеслав Викторович Грозный. — Конечно, тяжело совмещать три поста, но он такой человек, что никогда никому не жаловался. На тренировке Олега Ивановича каждое действие, каждый пас — решающий. Мы аплодировали тем игрокам, кто отдавал пас — и таким образом поддерживали микроклимат, убирали эгоизм начисто. Он очень требователен к себе и к другим. Романцев может найти нестандартный выход из любой ситуации — например, в 2001-м Титов очень много забивал, когда наши форварды не могли отличиться.

Олег Иванович мог уехать в «Депортиво», ряд других авторитетных европейских клубов звал его к себе, но не сложилось. Бросить «Спартак» и сборную России для него было нереально. Романцев говорил, что Россия — его страна, и уезжать совсем не хотел.

 

 


Егор Титов и Андрей Тихонов

Егор Титов: «К моему переходу в «Баварию» многое было готово»

Одной из важнейших фигур красно-белого чемпионства-2001 стал молодой капитан Егор Титов. В чемпионате России Титов сыграл все 30 матчей с первых минут без замен и забил 11 голов, став лучшим бомбардиром «Спартака» вместе с Робсоном. И если бразильский нападающий счёт голам открыл только во втором круге, то в одиночку приносить «Спартаку» очки Титову пришлось с первых матчей — Егор забил очень важные голы «Крыльям» и «Локомотиву», а также отличился в чемпионском матче против «Зенита».

Однако перед началом сезона Титов мог из «Спартака» уйти — после сверхудачного сезона-2000, когда красно-белые в Лиге чемпионов громили лондонский «Арсенал», на лидера команды нацелилась сама «Бавария».

— Егор Титов в Европу не поехал, потому что он человек домашний, — считает Олег Романцев. — Знаю, что «Бавария» им интересовалась, но дальше ничего не пошло. Все игроки, которые хотели уехать куда-то, получали карт-бланш. На мой взгляд, Егор в своё время был крайне недооценён. Это один из лучших футболистов России за всю историю нашего футбола.

Сам Титов помнит многие подробности несостоявшегося трансфера в немецкий гранд:

— В начале 2000-х понятия «агент» не существовало, всё делалось через клуб, — вспоминает капитан «Спартака». — Я уверен, что по каждому футболисту из команды 2000-го были предложения из европейских клубов, чуть ли не весь «Спартак» хотели раскупить. Был момент в 2001-м, когда сборная России базировалась в Тарасовке: агент Шалимова, который устраивал нынешнего тренера «Краснодара» в Италию, а Аленичева — в «Порту», тогда находился в Мюнхене, и многое уже было готово к переходу в «Баварию». Аленичев меня тогда подкалывал: «Какая сумма тебя устроит?» Понимал, что устроит любая сумма — это ведь «Бавария», что ни игрок — звезда!

Но в какой-то момент клубы не договорились, и переход не случился. Но, честно говоря, я не понимал, как можно уехать из «Спартака», и в итоге решил, что слава богу, что всё получилось именно так.

Кроме того, Титов раскрыл секрет того, как ему удалось сыграть все 2700 минут в чемпионате-2001.

— Сейчас в команде можно сделать ротацию и разложить силы игрока и тренера на год, — объясняет спартаковец. — Мы играли каждый матч сильнейшим составом, даже на выезде в 1/16 или 1/8 Кубка России. Олег Иванович всегда повторял, что люди ждут «Спартак» и он не имеет права привезти дублёров. Это было уважение к сопернику и болельщику. Даже если что-то болело, мы сами не могли представить, что можно поднять руку и попросить замену. Играешь, пока не упал на поле без сил. Терпели, и ничего, никого не увозили на скорой! Да и подготовка у нас была настолько тяжёлая — с 3 января мы два месяца пахали на сборах в Израиле, 4-го праздновали день рождения Романцева. Если дать сегодняшним футболистам те адские упражнения, думаю, выдержат немногие.

Другой футболист «Спартака», который провёл почти все матчи 2001 года в стартовом составе, — македонский защитник Игор Митрески. Он был одним из тех немногих легионеров, кому удалось органично вписаться в красно-белый коллектив и провести несколько сезонов в основе. Сейчас Игор живёт в Берлине и работает скаутом — в «Спартак» пока не приглашали, но Митрески не против помочь бывшей команде.

— Чемпионство «Спартака» помню как вчера. Мы играли в очень хороший футбол при этом тренере, да и состав был отличный: Титов, Ковтун, Ананко! У Романцева я научился почти всему, что продемонстрировал в дальнейшей карьере — как жить футболом, отдаваться игре. Вижу, что сегодня не всё получается… Ничего уже не осталось от того «Спартака» в нынешней команде: поменялось руководство, тренер, тактика. Сейчас слежу за командой, дай бог, чтобы они снова завоевали чемпионство!

Дмитрий Парфёнов и Егор Титов

Егор Титов: «Футболку «Кто мы? Мясо!» рисовали вместе с Парфёновым»

Чтобы выиграть очередное золото, «Спартаку» нужно было обыграть «Зенит» в «Лужниках» за два тура до конца чемпионата. Красно-белые традиционно боролись за чемпионство с «Локомотивом» и впервые за долгие годы — с молодой командой из Петербурга и «Крыльями Советов», которые переживали лучший период в истории. Юный талант Андрей Аршавин забил очень важный для «Зенита» гол уже на третьей минуте, но «Спартак» быстро смог отыграться и выйти вперёд благодаря мячам Титова и Баранова, а уже во втором тайме укрепил преимущество после реализованного Парфёновым пенальти.

— В день «золотого» матча с «Зенитом» мы могли стать чемпионами шестой раз подряд, и поэтому интерес от болельщиков был небольшой, люди привыкли к победам, — рассказывает Титов. — Заголовки в газетах гласили, что болельщиков «Зенита» в Лужниках будет 15 тысяч — больше, чем спартаковцев. Мы выходили на матч из подтрибунки и смотрели: неужели так и будет?! Смеялись даже: может, проиграем хоть раз чемпионство и людей на трибунах будет больше? В итоге процентов 40 зрителей в «Лужниках» болели тогда за «Зенит».
Хорошо, что мы в итоге смогли отыграться после быстрого гола Аршавина. Атака, в которой я забил первый матч «Спартака», стала, наверное, классической: Левицкий быстро разыграл мяч на Парфёнова, тот в касание на Баранова, Вася прошёл метров 10 и отдал Бесчастных. Это было на линии штрафной, Бесчастных спиной к воротам обработал, в одно касание дал мне, и в падении я забил. До матча мы очень долго с Димой Парфёновым, в рабочих перчатках, рисовали футболку «Кто мы? Мясо!». Первая была браком, вторую уже сделали красиво, и я показал футболку с этой надписью после гола в ворота Малафеева.

— Подходил к точке и сопли не жевал! — заявляет автор третьего гола в «золотом» матче с «Зенитом» Дмитрий Парфёнов. — Понимал, что нужно «решать» пенальти. Мы в тот день перевернули игру полностью и заслуженно выиграли чемпионат. Мотивировать нас не нужно, мы надевали футболку «Спартака» и играли за всех — от руководства до болельщиков. Мне непонятно, что может мотивировать футболиста лучше, чем желание победить.

— Перед «золотым» матчем я очень сильно волновался, — делится воспоминаниями помощник Парфёнова в «Тосно» Владимир Бесчастных. — Ведь «Расинге» я в таких матчах не играл. А самый памятный гол — первый после возвращения, в ворота ЦСКА. На самом деле, «Спартак» хотел меня вернуть ещё в 1999-м, но тогда в российском футболе не было больших денег, и мне пришлось ждать окончания контракта. Очень хотелось играть в Лиге чемпионов: смотрел на ребят по телевизору и чувствовал, что хочу быть рядом с ними на поле.

Луис Робсон

Романцев: «Игроки «Спартака» понимали, что играют за копейки»

В начале 2000-х российский футбол сильно менялся — руководители «Локомотива» и ЦСКА стали вливать больше деньги в свои клубы, и «Спартаку» было всё сложнее соревноваться с соперниками на трансферном рынке и предлагать своим футболистам конкурентоспособные зарплаты.

— Только и думали о том, что нужно искать деньги, поэтому и отпускали всегда ключевых игроков, — признаётся Олег Романцев. — Иногда перед ребятами даже было неудобно. Наши спартаковцы получали минимум в пять раз меньше, чем соперники из ЦСКА или «Зенита», хотя и были чемпионами. Вот поэтому они и чемпионы, что никогда не подходили и не просили зарплату больше. Для них не деньги были главным.

Слова президента «Спартака» подтверждают и футболисты, которые общались с друзьями из «Локо», «Зенита» и ЦСКА в сборных.

— В других командах за победу над «Спартаком» обещали квартиры, а деньгами премиальные выдавали в пять раз больше, — подтверждает Егор Титов. — В «Спартаке» больше трёх тысяч долларов премиальных не было, и то только в случае победы в чемпионате. Игроки «Локомотива» могли получить по 15-20 тысяч. Мы тогда понимали, что играем за копейки, но никакой обиды не было. Оказаться в «Спартаке» в те годы для любого футболиста — счастье.

— У нас не было сумасшедших денег, мы жили тем, что хотели выигрывать, — рассказывает Дмитрий Парфёнов. — Зарабатывали. У нас всё было в бонусах и премиальных за чемпионство и успешную игру в Лиге чемпионов. В 1999 году нам Daewoo Nexia подарили за то, что мы прошли в ЛЧ, и мы довольные ходили! Я рад, что сейчас у игроков есть возможность зарабатывать много, ведь карьера футболиста очень непродолжительна.


Игорь Митрески и Юрий Ковтун

Андрей Червиченко: «Связывать имя Червиченко с периодом без трофеев могут только идиоты»

Изменения «нулевых» коснулись не только «Локо» и ЦСКА, но и «Спартак» — ещё в июле 2000-го пост вице-президента занял Андрей Червиченко, который привёл в клуб главного спонсора, «Лукойл», и курировал всю его финансовую деятельность. Трансферами в то время занимался Александр Шикунов, который тогда приобрёл много легионеров из Африки и Югославии: Эссиена Фло, Ибре Кебе, Горана Мазнова, Игора Стаменовски, Лоуренса Аджея и так далее. Сезон-2001 стал последним для Романцева как президента «Спартака», после чемпионства Червиченко выкупил контрольный пакет акций клуба.

Романцев: Надеюсь, 2016 год — последний без спартаковского чемпионства. Смотрю на болельщиков — целое поколение не видело «золота». Им нужно устроить праздник, мы столько им задолжали, что теперь настала пора отмазываться.

— Когда я президентом быть перестал, стали говорить, что нужно делать так-то и так, — вспоминает Олег Романцев. — Я это не люблю и никогда не терпел. Николай Петрович Старостин, которого я считаю вторым отцом, никогда в жизни не говорил, что нужно поставить определённого игрока, он просто был рядом и поддерживал меня, даже когда я допускал ошибки… А здесь так получилось, что люди, которые пришли, решили, например, что нужно убрать Хлестова, что Левицкий уровень не тянет… А когда ты не хозяин, возразить ничего не можешь. С теми, кого они брали, чемпионство я выиграть уже не мог. Я работаю с теми футболистами, кого сам подсмотрел, с привезёнными не умею.

— После разгромной победы над «Спортингом» в Лиге чемпионов со счётом 3:0 в 2000 году в раздевалку зашёл какой-то мужчина и начал всем пожимать руки улыбаясь, — вспоминал Егор Титов первое знакомство с Червиченко. — Мы даже не знали, кто это, только потом нам рассказали: один из акционеров. Нам преподносилось, что это человек, который будет помогать финансово.

Дмитрий Парфёнов и Олег Романцев

В 2001 году в «Спартак» пришло много легионеров? Я играл с Аленичевым, Тихоновым, Цымбаларём, Кечиновым, Бушмановым… После этих людей любой, даже самый известный легионер казался очень маленьким в спортивном плане. А когда видишь, что кто-то откровенно начал пилить бабки… Я смотрел на это всё и улыбался, понимал, что мы перешли грань, что дальше будет всё хуже и хуже. Дальше случилась продажа «Спартака», другие стали хозяевами — всё было закономерно, к сожалению. Атмосфера была не лучшей.

Сам Андрей Червиченко смотрит на ситуацию иначе.

— Я пришёл в команду в середине 2000-го и как раз в сезоне-2001 занимался выстраиванием хозяйственной работы, — объясняет Червиченко. — Оформление и реконструкция Тарасовки, выяснение вопросов о телеправах и другие внутренние проблемы. Трансферами в основном занимался Шикунов вместе с Романцевым — мне только приносили готовое решение, за которое надо заплатить и получить какую-то гарантию того, что эти футболисты будут хорошо играть или мы их можем хорошо перепродать, а лучше и то, и другое. В то время мы взяли много легионеров — не всех, может быть, правильно использовали, не все пригодились, кто-то не раскрылся, а кто-то оказался гораздо хуже. Мы же не сеткой с улицы возили — были показатели для того, чтобы их подписывать.

После чемпионства в 2001 году у Парфёнова сломалась нога, у Ковтуна и Ананко тоже случились травмы, Титов играть не мог — вот и случился провал. Если третье место вообще можно считать провалом. Я так смотрю, что теперь для «Спартака» третье место успехом считается. При мне такого не было, чтобы команда была без медалей или кубка, а сейчас это норма. Говорят, что «Спартак» я развалил, но что же тогда происходит сейчас? Это у идиотов связано моё имя со спартаковским периодом без трофеев. При мне команда и золотые медали брала, и Кубок выигрывала!

Артём Безродный

Чемпионы-2001 в составе «Спартака»

Главный тренер
Олег Иванович Романцев: с 2005 года на пенсии, был тренером-консультантом в «Спартаке» с 2009 по 2012 год.

Вратари

Максим Левицкий (20 матчей, 18 пропущенных голов): тренер-методист в одной из ДЮСШ Симферополя;
Александр Филимонов (8 матчей, 5 пропущенных голов): играющий тренер вратарей в «Долгопрудном» из второго дивизиона;

Максим Кабанов (3 матча, 7 пропущенных голов): последним клубом голкипера был «СКА-Энергия» из Хабаровска в 2014 году.

 

Защитники

Игор Митрески (27 матчей): живёт в Германии, работает скаутом;
Дмитрий Парфёнов (26 матчей, 4 гола): главный тренер «Тосно»;
Юрий Ковтун (26 матчей, 1 гол): тренер московского «Динамо»;
Жерри-Кристиан Тчуйсе (22 матча): живёт во Франции, занимается бизнесом в Камеруне;
Дмитрий Ананко (13 матчей): до июня 2016 года входил в тренерский штаб московского «Спартака» и отвечал за оборону;
Александр Грановский (8 матчей, 1 гол): помощник главного тренера в одесском «Черноморце»;
Дмитрий Бугаков (5 матчей): тренирует в родном Липецке;
Михаил Куприянов (4 матча): главный тренер «СКА» (Ростов-на-Дону) из второго дивизиона;
Бай Кебе (4 матча): в 2011 году покинул махачкалинский «Анжи»;
Андрей Стрельцов (1 матч): работает в Федеральной миграционной службе;
Игор Стаменовски (1 матч): в 2004-м вылетел с «Балтикой» из первого дивизиона и, возможно, продолжил бы выступать за калининградцев, если бы не запрет на легионеров в низшем профессиональном дивизионе.

 

Полузащитники

Егор Титов (30 матчей, 11 голов): до августа 2016-го входил в тренерский штаб московского «Спартака»;
Виктор Булатов (29 матчей, 2 гола): главный тренер московского «Торпедо»;
Василий Баранов (25 матчей, 5 голов): живёт в Гомеле, увлекается рыбалкой, по слухам занимается строительным бизнесом в России;
Эдуард Цихмейструк (15 матчей, 3 гола): эксперт;
Максим Калиниченко (9 матчей, 2 гола): телеэксперт, получил тренерскую лицензию в 2015-м и работает в «Металлисте» из Харькова;
Артём Безродный (6 матчей, 1 гол): 13 сентября 2016 года скончался в украинском городе Сумы;
Александр Павленко (5 матчей): играет за «Урал»;
Кахабер Мжаванадзе (4 матча): живёт в Одессе, надеется стать тренером;
Никола Джошевский (3 матча): окончил экономический факультет в Македонии и открыл своё футбольное агентство;
Лоуренс Аджей (1 матч): в 37 лет выступает за «Бангуй» из Центральноафриканской Республики;
Евгений Лисицын (1 матч): в 2012-м завершил карьеру в украинском «Гелиосе».

 

Нападающие

Луис Робсон (28 матчей, 11 голов): заведует мясной лавкой в Сан-Паулу;
Александр Ширко (15 матчей, 3 гола): телеэксперт;
Владимир Бесчастных (12 матчей, 9 голов): помогает Дмитрию Парфёнову в тренерском штабе «Тосно»;
Николай Писарев (9 матчей, 1 гол): главный тренер молодёжной сборной России;
Жафар Ирисметов (8 матчей): тренер узбекской команды «Актепа»;
Герман Ловчев (5 матчей): занимается пляжным футболом и тренирует в школе «Строгино»;
Роман Василюк (4 матча, 2 гола): играет за брестское «Динамо»;
Маркао (3 матча): закончил карьеру в Бразилии в 2009-м;
Фло Эссиен (3 матча): в 2009 забил 6 голов за команду Вьетнама и пропал где-то в Африке;
Александр Данишевский (2 матча): последней командой Александра стал «Севастополь» (СКЧФ), выступавший во Всекрымском турнире;
Александр Сонин (2 матча): работал тренером в железногорском «Магните».

 

15 лет назад «Спартак» стал чемпионом в последний раз

Источник: https://www.championat.com

Комментарии: