Юрий Гаврилов. «Я всегда был агентом»

Советский Спорт 1472 0 Автор: Туманов Д. - 27 июля 2010

«Слыхали, Гаврилов агентом стал?» – «Не может быть!!!» Примерно так реагировал на громкую новость футбольный люд. Добрый, честный Гаврилов никак не влезал в шкуру «спекулянта человеческими душами», «жучка» – так народ на заре капитализма окрестил футбольных агентов…

Будучи человеком чрезвычайно общительным, Юрий Васильевич Гаврилов для СМИ, тем не менее, «клиент» самый что ни на есть неконтактный. И это не парадокс – очевидно, пугаясь своей общительности, номера телефонов он держит в секрете. «ССФ» вычислил Гаврилова на ветеранском турнире памяти Эдуарда Стрельцова. В жуткую жару, отягощенный десятком лишних килограммов, потеряв в скорости ног, знаменитый спартаковец был, как всегда, скор на выдумку: раздавал голевые передачи и однажды сам, убедив соперников, что только на это (передачи) и годен, вдруг пробежал неспешно прямо сквозь толпу защитников и катнул мяч между ног вратаря. Браво!

В финале «Спартак» проиграл ЦСКА по пенальти, но Гаврилов в серии не участвовал, посему и не чувствовал себя проигравшим. Своевременно уловив хорошее настроение героя, журналист «ССФ» договорился о контакте на следующий день...

«АГЕНТЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ»

Присели в открытом кафе в Сокольниках. «Ничего не надо! (официантке). Задавайте вопросы!»

– С каких это пор Гаврилов стал агентом?

– Недавно начал – первый год пошел. Но, знаете, я в некотором роде всегда был агентом. То есть ко мне часто обращались футболисты: помогите, вы все-таки авторитет, порекомендуйте. Пытался помочь. Сейчас делаю по сути то же самое, но уже на официальной основе, то есть с получением лицензии, изменился только статус. Сдал экзамены, внес сумму…

– Большую?

– Кажется, тысяч сорок. И получил лицензию на право индивидуальной трудовой деятельности. Теперь каждый год надо ее продлевать – вносить деньги.

– Ну и как идут дела?

– Очень сложно. Главная проблема – чтобы найти хорошего футболиста, надо много мотаться по России, выискивать, высматривать.

– Мотаетесь?

– Я – нет. У меня есть помощник – бывший футболист с Украины, из-за травмы рано закончил карьеру, его имя вам ничего не скажет, – вот он ездит, смотрит: может, есть еще кто-то свободный из перспективных игроков? Но пока больше не я нахожу игроков, а они меня.

– ?

– В основном ко мне обращаются футболисты не самого высокого уровня. Те, кто пробовал себя в разных командах, но по каким-то причинам футбольная карьера не задалась. Сейчас ведь все клубы находятся в зависимости от агентов, и футболисту очень сложно куда-то попасть напрямую. Надо найти агента, но агенты ведь тоже бывают разные. Есть такие, кому лишь бы «впарить» игрока, срубить какие-то копейки и на этом все контакты прервать. Футболисты часто не очень сильны в юридических тонкостях, доверчивы, их часто обманывают. Подписывают, не вдаваясь в подробности, контракты, а потом возникают проблемы. (Вот я сейчас начинаю вникать в это дело: читаешь каждый пункт, подпункт – думаешь, что это дает футболисту, к чему может привести и так далее.) Поэтому и обращаются к тем людям, которые, как они считают, не обманут. В частности, ко мне. Пусть у меня связей, может быть, и не особо много, но люди знают, что со мной хотя бы разговаривать можно нормально, по-человечески.

ДЕНЬГИ – ЛОПАТОЙ

– Но многие считают, что как раз по человеческим качествам вы не совсем подходите к этой профессии. Агенты, они ведь со звериной хваткой!

– Ну не знаю… Слово «агент» для меня ничего такого не означает. Не агент ведь буржуазной разведки!

Да, я считаю, что человеческие отношения – прежде всего. Можно себя поставить… жестко: как я сказал, так и будет! Но для меня важны прежде всего интересы футболиста. В первую очередь мне хочется помочь этому мальчику, а уж заработаю ли я что-то на этом – второе.

Приходит, например, парень и говорит: со мной в клубе никто не хочет разговаривать. Надеется, что с Гавриловым разговаривать будут. Со мной, конечно, говорят, но предлагаешь игрока, начинаешь объяснять, отвечают – старый. Что значит «старый» – 25 лет! Вспомнить нашего Жору Ярцева – Бесков его в 29 взял. И я перешел в «Спартак» в 24 года. Тоже старый? А 17-летнего предлагаешь, говорят – молодой, не- опытный… Непонятно!

И все требуют резюме. Начинают читать: вот там он был, там, там не пошло, здесь… Это, значит, как приговор. Но это же спорт! Это футбол! Ты можешь не подойти ко двору в одной команде, но заиграть в другой. Сколько примеров даже в великих клубах! Вот Шевченко в «Милане» был звездой, перешел в «Челси» – сел на лавку. Анри – великолепный игрок. Перешел в «Барселону» – стал запасным! Резюме – это не главное, это бумажка. Самое главное – посмотреть футболиста в деле. Возьмите его на сбор! Нет, не берут. Это ведь все затраты – кормить, размещать. Конечно, если бы у меня были лишние деньги, заработки, я отправил бы парня на сборы за свои. Но пока таких денег нет. Если раскрутимся, тогда дела пойдут веселее.

– А ведь считается, что агенты гребут деньги лопатой...

– Что значит – «гребут лопатой»? Есть стандартные 10% от сделки – игрок платит тебе за услугу по договору. Но эти 10% идут на то, чтобы оплатить футболисту сборы, чтобы самому поездить по стране…

– Как считаете, не пытаются ли иные, как вы говорите, не самого высокого пошиба игроки просто воспользоваться вашим именем для трудоустройства?

– Это как – «воспользоваться именем»? Да, я могу порекомендовать кого-то, но затем все зависит от самого человека.

Хотя, конечно, надо знать, кого рекомендовать и куда, то есть чувствовать планку игрока. Если замахиваешься слишком высоко, раз – осечка, два – прокол, три… И люди думают: что это Гаврилов нам какой-то мусор кидает! Не разбирается, что ли, в футболистах?

ВСЕ СХВАЧЕНО

– Хотя бы одного «клиента» уже устроили?

– Да нет! В том-то и дело, что пока не получается. Вот есть один парень с Украины. Сейчас он находится на просмотре, и все будет зависеть от него. Мы-то можем только рекомендовать. Но потенциал я вижу: 22 года, из донецкого «Шахтера» – там плохих не держат. Но проблема, как у многих молодых. Клубы покупают иностранцев за большие суммы (иногда это может быть простое отмывание денег), значит, обязаны ставить их в состав, как бы те ни были готовы. На скамейке держать нельзя – должны отрабатывать, а свои подождут.

И еще важный момент. Клубы наши хотят получать уже готовых игроков, которые с ходу начнут решать задачи. Не хотят тратить время на молодого футболиста. Да, с ним надо еще работать, возиться, он на данный момент может быть слабее какого-нибудь бразильца, но при определенной работе через пару лет может даже лучше стать. Вот нас в «Динамо» три-четыре года держали в дубле, под основой. Сейчас этой доводкой никто не хочет заниматься – лучше купить кота в мешке за бешеные деньги…

– Проблема, наверное, еще и в том, что футбольный рынок «поделен» и новому агенту туда сложно пролезть?

– Да, очень трудно. У тех, кто занялся этим раньше, уже есть наработки, связи. Все схвачено. Ты предлагаешь кого-то, а с тобой даже не разговаривают, потому что работают с другими агентами. И, может быть, проблем не хотят.

– То есть агент может ставить клубу условие: работать только со мной?

– Может быть и так.

– Значит ли это, что все агенты друг другу враги? Жесткая конкуренция…

– Да я еще не знаю. Новенький в этом деле.

«ПРЕДЛАГАЛ «СПАРТАКУ» СМОЛЯРЕКА»

«Я предложил «Спартаку» поляка Смолярека. Но мне сказали: не знаем, кто это такой, и так далее… А парень заиграл в сборной».

 

 

– Какие отношения с агентами были у вас как у футболиста? В 1990-х они уже начали появляться…

– Да не было тогда агентов! Футболисты играли, где хотели. Не подходит этот клуб – иди в другой!

– И с иностранными агентами не сталкивались? Вы же в Финляндии играли…

– Нет, не сталкивался. Хотя есть у меня товарищ – Герман Андреев (был в спартаковском дубле, потом покатался по России, доехал до Германии, получил тренерскую лицензию), он прислал мне несколько резюме, чтобы предложить игроков «Спартаку» – в тот период, когда Серега Шавло был гендиректором, «Спартак» искал нападающего. И вот я предложил поляка Смолярека. Но мне сказали: не знаем, кто это такой и так далее… А парень заиграл в сборной. Мог помочь и «Спартаку» – умненький, с хорошей обводкой и, главное, со спартаковским пониманием игры: «стеночки», тонкости разные. Но его не захотели пригласить даже на переговоры, на просмотр…

– Агентская работа – ваше единственное занятие?

– Нет. Я как бы еще… на тренерской работе. Веду 1999 год в Мытищах.

– А разве так можно – и тренировать, и агентом работать?

– А почему нет? Хотя, если честно, я не знаю, не интересовался…

– 1999 год – будущие клиенты!

– Куда там! Нужно еще лет десять ждать, пока им восемнадцать исполнится. И потом, сейчас какая политика? В ДЮСШ приводят детей, чтобы только на улице не болтались, не курили по подъездам. И в тех же Мытищах особого отбора нет. Берут всех подряд. Многие – видим – не станут футболистами, но нравится им, поэтому не отчисляем. Путь ходят…

– Что-то есть в агентском деле, что изменили бы, будь ваша воля?

– Да не знаю пока. Я только вникаю… Единственное, что хотелось бы пожелать, – чтобы руководители клубов отдавали предпочтение не иностранцам, а своим ребятам. Давали время раскрыться. Ведь ходят по клубам, болтаются: два дня в одной команде, три – в другой, в третьей… А ведь за пару дней чего сделать успеешь? Из Бронниц едет в Подольск, оттуда – в Истру, потом – в Луховицы. А время идет, парень уже не уверен в себе. Многие так и заканчивают с футболом.

– Если игрок хочет к вам обратиться…

– Во-первых, нужно резюме, чтобы я знал, от чего отталкиваться. Родился тогда-то, рост, вес, где играл, позиция, голы… Во-вторых, диски с записями. Так давно практикуется в Европе. Хотя запись записью, но всегда лучше посмотреть футболиста в живую.

– Но как до вас добраться? Я-то с огромным трудом…

– А чего добираться! Пусть звонят в клуб («Спартак». Прим. авт.), там меня найдут в любое время…

«Футболистам будет за счастье подписать с ним соглашение»

На тему агентского дебюта 57-летнего Гаврилова «ССФ» пообщался с его коллегами – агентами бывшим и действующим и экс-партнером по «Спартаку».

Дмитрий ГРАДИЛЕНКО,

спортивный директор брянского «Динамо», бывший агент:

– Что я могу посоветовать Гаврилову в агентском деле? Какие тут могут быть советы? Он уважаемый человек, хотя я думаю, что в таком возрасте вообще сложновато начинать какое-то новое дело, а уж агентское и подавно. Будет очень тяжело.

Понятно, Гаврилов знает футбол от А до Я, но знать футбол – одно, а быть агентом – совсем другое. В моем понимании, агент не должен сидеть на месте, он должен быть постоянно в теме, постоянно разъезжать, быть в движении. Эта работа для более энергичных, молодых людей. Вы говорите, у него есть помощник, который в разъездах… Но вряд ли он сможет оценить игрока так, как сам Юрий Васильевич. А сидеть и осматривать в Москве школы – их, конечно, много, но…

Виктор ПАНЧЕНКО,

агент:

– Работать агентом – адский труд, но самое тяжелое – общение с людьми. Нужно находить общий язык сразу с тремя сторонами – двумя клубами и игроком. По части общения и связей у Гаврилова все вроде бы нормально. Хотя мне тоже, когда начинал, казалось, что у меня по этой части не должно быть проблем, но пришлось очень туго…

Конечно, придется ездить. Да, можно посылать помощника смотреть игрока. Но все равно на переговоры придется выезжать самому, потому что тот, кто знает Гаврилова, не будет вести переговоры с его помощником. И документы подписывать Гаврилову, а не помощнику.

Большой плюс Юрия Васильевича – имя. А жесткий ли человек, мягкий, есть ли у него хватка или нет, не играет никакой роли. Главное качество агента – он должен быть коммуникабельным, то есть уметь вести переговоры, расположить к себе собеседника. Это Гаврилов умеет.

По-моему, Юрий Васильевич получил хороший шанс, дай Бог ему удачи! В нашем полку прибыло. Я рад, что такие знаменитые игроки становятся агентами. Это принесет пользу всему нашему футболу. Думаю, футболистам будет за счастье подписать с ним агентское соглашение. Он все-таки ГАВРИЛОВ!

Александр БУБНОВ,

защитник «Динамо», «Спартака» и сборной СССР 1980-х:

– Сейчас с агентов, по слухам, берут откаты, за то что их игроки вызываются в сборные (это повышает стоимость футболистов). Да и иные тренеры клубов тоже, не исключено, требуют своей доли при заключении контракта. Но как-то неудобно что-то требовать с Гаврилова! Его репутация, имя могут стать препятствием в его агентской деятельности.

Конечно, Гаврилов знает футбол, очень точно может определить уровень игрока, его возможности, но вряд ли он начнет осваивать какие-то закулисные технологии. Потом, он человек советской формации, то есть, по большому счету, не бизнесмен. Хотя я знаю его помощника – футболист, язык подвешен, он как раз предприимчивый. Может получиться неплохой дуэт. Но есть ведь еще и представительские функции. Вот здесь присутствие Гаврилова необходимо, нужен его авторитет.

Источник: http://www.sovsport.ru

Комментарии: