Денис Бояринцев: «Первый дивизион не так уж плох»

sports.ru 1736 0 Автор: Ярослав Кулемин - 21 июня 2011

 Бывший полузащитник московского «Спартака» Денис Бояринцев осваивается в роли одного из лидеров «Жемчужины-Сочи». Еженедельник «Футбол» навестил футболиста и выяснил, уместно ли считать его нынешнюю команду политпроектом, все ли у нее в порядке с финансированием и как скоро ее стоит ждать в премьер-лиге.

КРЕПКИЙ ОРЕШЕК

Последний раз Бояринцев играл в первом дивизионе в 2002 году. Его «Рубин» тогда выиграл турнир, а еще через год завоевал бронзовые медали уже в премьер-лиге. Это был звездный час 25-летнего игрока. Свои следующие медали он получит уже в составе «Спартака».

- Денис, вы вернулись в первый дивизион после восьми лет отсутствия. Какие изменения заметили?

– Сравнивать содержание игр мне трудно, потому что многие воспоминания стерлись из памяти. Но однозначно бросается в глаза, что болельщиков на матчах стало больше. Да и в целом турнир стал мощнее, если говорить об организации. Пока еще не было ни одного выезда, который оставил бы неблагоприятное впечатление. Так что сдвиги в лучшую сторону определенно есть.

- Календарь первого дивизиона весьма специфичный. Взять, например, тот факт, что «Жемчужина» начала турнир с четырех игр на выезде…

– И выезды были не самыми ближними. Пришлось слетать на Дальний Восток. Но ничего страшного, все бывает в первый раз. Из четырех гостевых игр мы выиграли три. Так что я не могу сказать, что были какие-то сложности.

- Еще одна причуда календаря – почти весь август вы будете играть дома.

– Это хорошо. У нас появится возможность пополнить очковый багаж и, может быть, сделать определенный задел на будущее. Но эти очки еще надо будет взять. Просто так в первом дивизионе их никто не раздает.

- Понятно, что всегда хочется большего, но как вы считаете, 17 зачетных баллов в десяти играх – это приемлемый результат? (Разговор состоялся после матча с астраханским «Волгарем-Газпромом». – Прим. ред.)

– Безусловно, недобор «домашних» очков имеет место. Баллов на пять больше можно было бы взять. Вспоминаются ничья с Воронежем и поражение от «Алании». Не то чтобы мы были обязаны обыгрывать владикавказцев, но победа над ними нам не помешала бы.

- Скоро «Алании» предстоит взять старт в Лиге Европы. Что скажете об этой команде?

– Если честно, на меня большее впечатление произвела игра тех же «Урала» и «Химок». Если до матча с «Аланией» я ставил ее особняком, то сейчас могу сказать, что развязка чемпионата в этом сезоне будет непредсказуемой. Все команды теряют очки, причем порой делают это там, где, кажется, невозможно не выиграть. Есть, конечно, пять-шесть фаворитов турнира, но нельзя сказать, кто из этих команд поднимется в Премьер-лигу.

- В том числе и «Алания»?

– Я бы не сказал, что «Алания» меня совсем уж не впечатлила. Просто я ожидал большего. Но у владикавказцев перед игрой с нами был непростой матч в Ростове на Кубок. Возможно, им не хватило свежести. А подбор игроков у «Алании», безусловно, достойный. Что касается еврокубков, то оценивать шансы этой команды еще рано. Понятно, что «Алания» летом будет укрепляться. К Лиге Европы команды стараются подойти с большим запасом прочности.

- «Алания» уже успела выразить недовольство работой арбитров. А как вы оцените судейство в первом дивизионе?

– На самом деле я был приятно удивлен. Не могу сказать ни слова упрека, хотя у судей бывают ошибки, в том числе и в наших матчах. Если быть объективным, судейство на очень приличном уровне. Но как бы хорошо арбитр ни работал, всем мил не будешь. Обязательно найдутся недовольные.

- Игра с «Волгарем» позволила «Жемчужине» прервать серию из четырех матчей без побед. А с чем была связана эта пробуксовка?

– В первом домашнем матче сезона мы одержали непростую победу над «Химками». После этого был неплохой матч с «Факелом». Во втором тайме мы имели кучу моментов – штанги, перекладины. Судья «вытащил» «чистый» гол со стандарта. И тут, наверное, у нас появилась какая-то неуверенность. Очень не хватило той победы. Потом был выезд в Калининград, где мы сыграли посредственно, поражения от «Торпедо» и «Алании»…

- Введение в ФНЛ с этого сезона стыковых матчей упрощает процедуру повышения команд в классе или перед «Жемчужиной» стоит задача кровь – из носа занять одно из первых двух мест?

– Мне кажется, стыковые матчи – это скорее хорошо. Для команд первого дивизиона они являются огромным стимулом. Клубов, которые могут побороться за повышение в классе, становится больше. В ФНЛ хватает команд из крупных городов, которые хотели бы видеть на своих полях и «Спартак», и ЦСКА, и «Динамо»… Например, красноярский «Енисей». Но чтобы полностью оправдать существование стыков, нужно расширять Премьер-лигу. Странно ведь, когда из шестнадцати команд две вылетают напрямую, а еще две могут вылететь. Для высшего дивизиона в его нынешнем виде потеря сразу четырех команд – многовато. Вот если бы в Премьер-лиге было восемнадцать участников…

- А не возникает ли у вас в глубине души ощущение, что главные матчи сезона пройдут все-таки в следующем году, а сейчас можно не прыгать выше головы – достаточно поддерживать некий средний уровень?

– Насколько я знаю, очки, добытые сейчас, сохранятся. Заняв восьмое место, можно и не догнать лидеров… 

- Да, но, например, в Бельгии льежский «Стандарт», выйдя в плей-офф с шестого места, набрал к решающим матчам такую форму, что стал вице-чемпионом страны. 

– Думаю, нельзя так себя настраивать. Нацеливаться на весну, не сделав первого шага, неправильно. Надо бороться и набирать максимальное количество очков, чтобы к финальной стадии был соответствующий запас, и уже в первых матчах следующего года можно было решить вопрос с выходом наверх.

- Еще в прошлом году вы играли в Премьер-лиге, поэтому сопоставить уровень двух турниров вам не составит труда. Как думаете, за счет чего те же «Кубань», «Волга» и «Краснодар», оказавшись в элите, начали сезон столь уверенно?

– Первый дивизион – крепкий чемпионат. Может быть, самого футбола здесь меньше, но практически все играют с сумасшедшей самоотдачей. Такое не всегда увидишь и в Премьер-лиге. И то, что по весне бывшие команды первого дивизиона набирают много очков в элите, мне неудивительно. Подобное происходит не первый год. Но когда травка подрастает, многое встает на свои места. «Волга» и «Краснодар» уже потеряли свои позиции, а «Кубань» продолжает набирать очки и демонстрировать хорошую игру. Если все это подытожить, то первый дивизион у нас не так плох.

- Кубок России в последние годы стал «окном в Европу» для, скажем так, маленьких клубов. В прошлом сезоне через него в еврокубки пробилась «Сибирь», сейчас – «Алания». Сказывается закалка, полученная в первом дивизионе?

– Думаю, не без этого.

ИГРАТЬ, КАК ТИХОНОВ

Неспортивная слава «дельфинов» значительно опережает успехи команды на футбольном поле. Все, кто ездил на машине по Рублево-Успенскому шоссе, благодаря рекламным баннерам знают, что «Жемчужина» – это команда, которая «отказалась от Бекхэма» и что ее поддерживает лично Ксения Собчак. А уж про то, что сочинцы, по понятным причинам, должны быть в числе лучших команд России, не говорил только ленивый.

- К «Жемчужине» многие относятся как к политическому проекту. В команде обращают внимание на подобные разговоры?

– Такие высказывания абсолютно беспочвенны. Они связаны с тем, что в Сочи грядет Олимпиада. Многие думают, что к этому событию город должен обзавестись командой в Премьер-лиге. Но я, полгода находясь в «Жемчужине», абсолютно не ощутил какой-то политической подоплеки.

- Перед стартом чемпионата выяснилось, что у «Жемчужины» не все ладно с деньгами. Вас, прошедшего огонь, воду и медные трубы в «Сатурне», эта новость вряд ли могла напугать…

– Трудно оставаться спокойным, когда полгода сидишь без денег, а потом, когда тебя приглашают в команду под серьезные задачи, выясняется, что ситуация может повториться. Но я очень рад, что команду не оставили.

- Как сейчас в клубе обстоят дела с финансированием?

– Выплаты производятся, пусть и не в полном объеме. Но в целом ситуация стабилизировалась. Посмотрим, что будет дальше.

- В «Сатурне» вы провели один год, который оказался последним в истории подмосковного клуба. Чем, кроме задержек зарплаты, он вам запомнился?

– У меня осталось двоякое впечатление. Команда была хорошая: все ребята опытные, поигравшие. База – одна из лучших в России, прекрасный стадион. Обидно: команду, имеющую такие возможности, такую инфраструктуру, попросту убрали с российского футбольного олимпа. Надеюсь, она возродится. Жаль, что в личном плане сезон не задался. Я переходил в «Сатурн», чтобы играть. А получилось так, что в 2010 году я провел меньше матчей, чем в 2009-м за «Спартак». Мог бы и дальше сидеть там на лавке, получая зарплату. Но я так не могу.

- Как думаете, чем вы не угодили Андрею Гордееву?

– Я бы не ставил вопрос так. Просто, приглашая футболиста из «Спартака», тренер должен понимать, что человек соглашается на переход ради игровой практики. Видимо, возникали ситуации, в которых Гордеев был мною недоволен. Не думаю, что они были связаны с моим отношением к делу. Речь идет скорее о нюансах. Но я не в обиде, тем более что у «Сатурна» был великолепный подбор игроков. Сколько сыграл – столько сыграл. Это жизнь.

- Если бы «Сатурн» не прекратил существование, вы все равно покинули бы клуб?

– Нет, я бы с удовольствием остался, несмотря ни на что. Отличные условия для футбола, дом рядом – что еще надо? Были мысли даже завершить в Раменском карьеру, но жизнь распорядилась иначе.

- У вас уже нет надежды вернуть заработанное?

– Нет. Если этого не случилось в прошлом году, сейчас деньги тем более не появятся. С неба они не упадут. Но ребята ищут какие-то пути, подают в разные инстанции. Может быть, им удастся что-то сделать.

- Со стороны создалось впечатление, что никто не собирался спасать клуб. Тот же Владимир Романов в одном из интервью признался, что, когда он объявил о желании купить «Сатурн», ему тонко намекнули: не надо этого делать. А как ситуация виделась изнутри?

– (Вздыхает.) Я не знаю, что там было. Об этом лучше судить ребятам, игравшим в команде на протяжении нескольких лет. Я же в «Сатурне» появился в январе 2010 года, причем абсолютно бесплатно. Единственное условие – чтобы зарплата осталась на уровне спартаковской. А больше я ни о чем не просил. Просто хотелось играть и честно отрабатывать свой контракт.

- Последние два года вы искали команду, где могли бы постоянно играть. Довольны тем, как складывается ваша карьера сейчас?

– Ну а как я могу быть недоволен, если играю во всех матчах? Теперь другая проблема – слишком много претензий к самому себе. Сколько бы футболист ни выходил на поле, главное – его КПД. А у меня в активе только одна голевая передача… Может быть, нужно просто забить и этот период пройдет? «Прорвет», что называется. На сборах-то я регулярно отличался. А тут как отрезало. Моменты хорошие есть, но что-то не везет.

- Я обратил внимание, что с «Волгарем» вы и вовсе действовали в линии обороны. Это была разовая акция?

– Нет, было еще несколько игр, когда я переходил на позицию крайнего защитника в связи с заменами. В данном же случае изначально у нас был несколько иной план, но из-за травмы Милана Вьештицы пришлось пойти на перестановки. Не скажу, что мне не нравится играть в обороне. Хорошая, интересная позиция. Если ситуация того требует – выйду без проблем. Но, конечно, хочется больше атаковать.

- На сборах, как я понимаю, вы играли как раз ближе к линии атаки?

– Да, в некоторых тактических схемах мне даже отводилась роль крайнего нападающего.

- Игра через два дня на третий, практикуемая в первом дивизионе, требует отменной физической готовности…

– Сыграть в пятидневном цикле два матча – не проблема. Мне это даже нравится. Лучше играть часто, чем неделю тренироваться. Тогда и тонус будет на нужном уровне.

- Готовы выходить на поле до сорока лет, подобно Андрею Тихонову?

– Для этого нужно играть на уровне Тихонова. Андрей – лучший футболист первой лиги прошлого сезона. Посмотрите, сколько он отдал голевых передач! С такими показателями можно хоть до пенсии выходить на поле. Но должно быть соответствующее содержание. Когда получаешь удовольствие от того, что делаешь, хочется продолжать дальше. 

КУПИЛА МАМА КОНИКА

Мы беседуем в холле гостиницы «Жемчужина». В разгар интервью сзади слышится шепот: «Бояра – пёс». Оборачиваемся и видим… улыбающегося Егора Титова с супругой. Экс-капитана «Спартака» в Сочи привел турнир с участием парламентариев стран СНГ. Титов и Бояринцев тепло приветствуют друг друга, а я начинаю думать, что интервью закончено. Но Денис возвращается. Не поговорить о «Спартаке» после этого – преступление.

- Вы, Ковальчук, Зотов, Деменко, Иванников, Рыжков плюс тренер Черчесов – в «Жемчужине» сложилась целая спартаковская колония!.. 

– Я очень рад появлению в команде Саши Зотова. Он мне всегда нравился. Помню его еще по «Спартаку». То же самое могу сказать и про Влада Рыжкова. Они очень умные футболисты, которые, на мой взгляд, должны быть в «Спартаке». Они его воспитанники и играют в тот футбол, за который люди полюбили красно-белых. Надеюсь, что, пройдя школу первого дивизиона, ребята будут радовать болельщиков, забивая за «Спартак», а не «Спартаку». Что касается остальных, многие действительно пересекались раньше, но такова наша кочевая футбольная жизнь.

- То, что ранее вы уже работали с Черчесовым, помогает вам сегодня?

– Безусловно. Думаю даже, что, уходя из «Спартака» в конце 2007 года, я поторопился. Отматывая пленку назад, понимаю, что тот сезон был для меня удачным: я принял участие практически во всех играх, несмотря на то что часто выходил на замену. У меня со Станиславом Саламовичем никогда не было проблем. Его присутствие – дополнительный плюс.

- Черчесов изменился с момента работы в «Спартаке»?

– Нет, а почему он должен был измениться? Требования остались прежними – дисциплина, интересы команды превыше всего. Но он бывает разным: может разрядить обстановку шуткой, а может, когда надо, спросить с тебя.

- Следите ли вы за «Спартаком» сегодня?

– Периодически.

- Как думаете, в чем корень проблем команды?

– Сложно сказать. Вроде бы и футболисты есть хорошие, и тренерский штаб поигравший. Спихнуть все на становление команды? Но Карпин отработал два полных года. Не знаю... Надеюсь только, что золотая середина будет найдена, в «Спартаке» все наладится и поклонники команды получат свою долгожданную вторую звезду. Хочу, чтобы это произошло, потому что остались хорошие отношения с болельщиками. Видишь, как они переживают, и понимаешь, насколько людям важен «Спартак».

- В 2009 году, когда вы играли в «Спартаке», там уже было четверо бразильцев – Веллитон, Алекс, Рафаэль Кариока и примкнувший к ним чуть позже Ибсон. Не чувствовалось ли в связи с этим в коллективе напряжения?

– Я и в «Рубине» застал большую колонию бразильцев. Хотелось бы быть объективным в этом вопросе и не наговаривать на кого-либо. Но все-таки у бразильцев другой менталитет. Когда в команде большое количество футболистов из Южной Америки, это вносит определенный антураж. По большому счету, в этом нет ничего плохого. В того же Алекса я не могу бросить камень ни как в человека, ни как в игрока. Просто какие-то вещи кажутся нам неправильным, а в понимании бразильцев это нормально. Может быть, я ошибаюсь, но, наверное, в команде их не должно быть много. Двух-трех человек достаточно. Может быть, и это чересчур.

- К тому все и идет: Алекс уже покинул «Спартак», периодически ходят слухи о возможной продаже Ибсона и Веллитона. Но не будем заострять на этом внимание. Недавно Мартин Йиранек по просьбе журналистов назвал символический состав «Спартака» последних лет, способный выиграть чемпионство. Вам он отвел место на левом фланге полузащиты. А как бы могла выглядеть эта команда в вашей версии?

– Образец для меня – команда, которую собрали в 2005 году. Мы тогда завоевали «серебро» в борьбе с «Локомотивом», а в следующих двух сезонах сами подарили «золото» соперникам: в 2006-м чемпионства нас лишили две ничьи с аутсайдерами, еще через год – ничья в Раменском. Я даже не хотел бы выделять одиннадцать лучших, тот коллектив был хорош в целом.

- В том «Спартаке» вы считались одним из главных балагуров. Максим Калиниченко рассказывал, как перед очередным дерби с ЦСКА команда принесла на базу и сожгла на удачу плюшевого коня, но не мог вспомнить, чья была идея. Случайно не ваша?

– (Смеется.) Точно-точно, было такое. Но кто инициатор, не скажу. В той команде любой мог такое придумать. Трудно было выделиться. Атмосфера была позитивной. Стоило кому-то оступиться, что-то не так сказать или сделать – и он сразу становился объектом для шуток.

- В «Жемчужине» подобные вещи практикуются?

– В «Жемчужине» шутки связаны с нашей базой. Она расположена в доме отдыха. Сейчас туда заехали бабушки и дедушки. А рядом сваи заколачивают – там стройка, возводят олимпийские объекты. Работа идет днем и ночью. Спать невозможно. Вот где приколы!

- В «Спартаке» вы также считались лучшим другом молодежи. Как вам это удавалось?

– Когда «пионеротряд» Федотова влился в команду, мы старались не смотреть на них свысока и не видеть в них конкурентов. Хотелось, чтобы ребята стали частью коллектива, заиграли. Многие из них тогда заявили о себе в полный голос. Да и сейчас они на хорошем счету. С Федей Кудряшовым, Артемом Дзюбой и другими ребятами до сих пор поддерживаю отношения. Приятно, что кто-то вспоминает меня добрым словом.

- Молодые игроки нынешней команды тоже тянутся к вам?

– Не то чтобы тянутся... Ты сам должен стараться помогать ребятам. Все молодые игроки – одинаковые. Они ждут от более опытных товарищей подсказки, хорошего отношения. Это их раскрепощает.

ХОЧУ НА ОЛИМПИАДУ

Курортный сезон в Сочи еще не начался. Редкие смельчаки рискуют выбраться на набережную, а шезлонги используют и вовсе единицы. Выросшему в столице футболисту в таких условиях не грех и заскучать.

- Как проводите свободное время в Сочи?

– Летний сезон еще не наступил, поэтому делать особенно нечего. На море я не был, не плавал. После тренировок проводим время дома с семьей. Но скучать не приходится – спасают пятидневные или даже недельные выезды. Время пролетает очень быстро. Сыграл две игры дома и четыре в гостях – и вот уже месяц прошел.

- Пробки на сочинских дорогах, говорят, способны дать фору московским…

– Да, и это удивило. Часто бывают спецпроезды. Все это вносит свои коррективы. Территориально ведь у нас все разбросано: база – в Адлере, а тренировочный процесс проходит на полях Мацесты и Хосты. Бывает, за день наездишь больше, чем в Москве.

- В городе чувствуется приближение Олимпиады?

– В самом городе это особенно не ощущается, если не брать в расчет рекламу. Но в Красной Поляне идет грандиозная стройка. Все очень масштабно, мощно. А когда на самолете взлетаешь, то видно: Адлер весь перекопан, строится. Уже вырисовываются очертания арен. Интересно.

- Надеетесь играть в Сочи до самой Олимпиады?

– В последнее время далеко идущие планы стараюсь не строить -  все очень непредсказуемо. Но, думаю, связи я тут налажу. Надо же будет на Олимпиаду приехать!

В следующей игре – против «Мордовии» – Денис реализовал пенальти, забив свой первый гол в сезоне. Но его команде это не помогло: «Жемчужина» уступила – 1:2. Проиграли сочинцы и в 12-м туре «КамАЗу»…

Ярослав КУЛЕМИН

СОЧИ

Фото Сергея ДРОНЯЕВА

Источник: http://www.sports.ru

Комментарии: