1. Со стороны «Спартака»

Футбол. Хоккей 7170 0 Автор: В. БЕРЕЗОВСКИЙ, Ю. СЕГЕНЕВИЧ - 12 ноября 1972

1. Со стороны «Спартака»

ПОСЛЕ ТОГО как спартаковцы возвратились из Тбилиси с очередного матча чемпионата страны, я несколько раз ездил к ним на базу в Тарасовку, где команда тренировалась, а с 6 ноября перешла там же на строгий, что называется, невыездной режим.

Понятно, что беседы мои с тренерами и игроками велись главным образом вокруг предстоящей встречи с «Атлетико». Намечались какие-то планы, которые сначала носили, пожалуй, несколько неопределенный, расплывчатый характер, но постепенно прояснялись, приобретали четкие очертания (о том, чем объяснялась такая первоначальная неопределенность, разговор пойдет дальше). Естественно, что планы эти базировались на основании впечатлений, опыта, полученных в матче на мадридском стадионе.

Какова была установка на тот, первый, матч? «Спартак», как выразился Н. Симонян, и я с ним в этом отношении согласен, не любит и не умеет играть в чисто оборонительном плане, хотя и наступательные тенденции, это также надо признать откровенно, выражаются в его действиях далеко не всегда достаточно эффективно. Было вместе с тем ясно, что испанцы заставят гостей обороняться, точнее, попытаются это сделать. Следовательно, надо было, по крайней мере в первом тайме, строить игру на контратаках, с учетом того, что оборона «Атлетико» предположительно будет разреженной, так как команда получит от тренера Макса Меркеля задание бросать в нападение дополнительные силы из глубины. Контратаки решено было организовывать на флангах, Пискареву же, игравшему в центре, предложено было в тех случаях, когда мячом владеют испанцы, смещаться назад, а когда мяч у нас, резко выходить вперед. Папаеву и Булгакову тоже рекомендовалось энергично подключаться в атаки, но делать это попеременно, не оголяя тыла. Подобные рекомендации были даны Ольшанскому и в меньшей степени Абрамову, но с обязательным условием, чтобы они, врываясь на половину противника, оставляли позади Зенкова.

В целом команда выполнила установку, показав, свои скоростные возможности, устояв психологически против ожесточенных атак испанцев и приняв их темп в первом тайме и со своей стороны еще более взвинтив его во втором.

«Атлетико» зарекомендовал себя физически отлично подготовленной скоростной и техничной командой. Наилучшее впечатление оставили Ирурета, во втором тайме Уфарте и особенно центральный полузащитник Луис. Кстати, Луис по принятой у испанских журналистов трехбалльной шкале - единственный в «Атлетико» получил высшую оценку, а два игрока не удостоились даже и единицы. Что же касается москвичей, то максимальный балл был проставлен журналистами Папаеву, Зенкову, Редину и Булгакову, причем оценки совпали с теми, какие дали этим футболистам и наши тренеры.

Н. Симонян и А. Исаев полагали, что теперь, в ответном матче, Меркель изменит состав, в частности снимет правого защитника Канона, который не справился с Рединым. Было известно, что основной ударный форвард «Атлетико» Гарате, а также Роско не залечили травм. Но тем не менее необходимо было принимать во внимание, что испанцам отступать некуда и по этой причине фактор чужого поля не будет иметь для них большого значения.

Вместе с руководителями и игроками «Спартака» мы проштудировали отзывы о мадридском матче испанской и иностранной прессы. «Интригующая динамика счета» - так охарактеризовал его итог английский обозреватель М. Хьюдж. Большинство специалистов расценило победу москвичей как закономерную и заслуженную, хотя перед игрой их шансы котировались не слишком высоко. Эти специалисты руководствовались скромными показателями спартаковцев в первенстве страны. Отмечалось, что на поражении испанцев сказалась и недооценка противника.

В то же время победа спартаковцев не поколебала уверенности некоторых обозревателей в реванше испанцев в Москве. «Франс Футбол», в частности, писал, что у Меркеля сохраняется надежда на удачный конечный исход. Ее питали два обстоятельс тва: во-первых, бурный финиш « Атлетико» в Мадриде, финиш, который едва не свел к ничьей, казалось, безнадежно проигранный поединок (Меркель даже заявил, что ему не хватило двух минут, чтобы добиться ничьей, и пяти минут, чтобы выйти вперед), а во-вторых, абсолютная необходимость победы в Москве. Кроме того, при сложившейся ситуации, как считали отдельные обозреватели, спартаковцы должны были поставить перед собой более скромную цель, нежели повторение мадридского успеха.

Все эти соображения следовало принимать во внимание. Поэтому суть установки московской команде сводилась к тому, чтобы с первых секунд сразу же лишить гостей свободы маневра, не давать им без помех принимать и обрабатывать мяч, защитникам взять испанских форвардов под строгий контроль. Начало должно быть активным, стремительным, главное - во что бы то ни стало постараться первыми открыть счет.

Положение осложнялось тем, что Логофет получил травму и надо было вводить в состав юного Букиевского.

Со своей стороны, Меркель доверил роль центрфорварда 18-летнему Леалу. Молоды также Сальседо (21 год), Ирурета (22) и левый крайний Альберто (22). Так что явной была ставка на быстроту и резкость молодых.

После игры в раздевалку «Спартака» пришли несколько испанских журналистов, попросивших интервью у Н. Симоняна и Г. Хусаинова. Роль переводчика выполнял Руперто Сагасти, в прошлом левый крайний спартаковского нападения.

Симонян дал самую лестную оценку «Атлетико». Он ожидал, что команда покажет в Москве хорошую игру, тем не менее все же не думал, что она окажется столь высококачественной. Испанцы все делали своевременно, умно, тонко сочетали игру в пас с индивидуальными проходами, точно и быстро обрабатывали мяч. Превосходили они москвичей и в игре головой. Недаром Меркель не уставал им выкрикивать «аррива» («выше»). Явно боевым было настроение команды.

Хусаинов же заметил, что спартаковцы испытали весьма неприятные ощущения, проигрывая 0:2, но все-таки не теряли надежды.

В перерыве Симонян попросил спартаковцев резко прибавить в движении, более бдительно следить не только за испанскими форвардами, но и за полузащитниками и даже защитниками. Самое важное - лишить их свободы маневра, которой они пользовались в первые 45 минут, заслуженно выигранные гостями со счетом 1:0.

Во втором тайме картина изменилась. Соотношение голевых моментов было примерно 6:2 в пользу москвичей. Приходилось только огорчаться, как они не использовали наивыгоднейшие возможности. Москвичам удалось реализовать лишь одну. Ловчев сделал отличный прострел с фланга, Пискарев, «к счастью», промахнулся по мячу, набежал Хусаинов и точно пробил низом. Счет 1:2 удержать москвичам удалось.

Блестяще провел встречу Ловчев, как истинный боец. Хорош был и Папаев, как обычно, старателен Хусаинов, надежны в обороне Абрамов и Зенков. Но все же ровной, вдохновенной игры, как в Мадриде, «Спартаку» на сей раз, показать не удалось.

2. Со стороны «Атлетико»

НЕЗАДОЛГО до начала мадридского матча в раздевалку «Спартака» зашел Макс Меркель.

- Вы меня не помните? - обратился он к Симоняну и Исаеву. - А ведь я играл против вас в пятьдесят третьем году, в Москве в составе венского «Рапида».

- Против меня играл Хаппель, - уточнил Симонян. - Прекрасный был футболист. Но мне все же удалось забить «Рапиду» гол...

- Верно. А я играл против Парамонова, и он забил нам два гола, - продолжал без улыбки Меркель. - Вообще мне со «Спартаком» всегда не везло.

Что верно, то верно. Венский «Рапид», в составе которого выступал нынешний тренер «Атлетико», потерпел поражение с разгромным счетом 0 : 4. Два года назад «Спартак» участвовал в турнире на стадионе испанского города Уэльва и победил 3 : 1 команду «Севилья», а с ней тогда работал тот же Меркель. И. видимо, он не мог предполагать, что 25 октября 1972 года, то есть в тот день, когда он пришел поздороваться с Симоняном и Исаевым, «Атлетико» сравнительно недавно принятый им под начало, то же уступит победу «Спартаку». Напр отив, он публично предрекал, что его команда выиграет как минимум 2:0.

Такой же счет (разумеется, в пользу «Атлетико») он безапелляционно назвал и по приезде в Москву теперь. Симонян, узнав о прогнозе Меркеля, заметил, что это «неплохая примета».

Макс Меркель квалифицируется в Европе как узкий практик, что он не только не скрывает, но, наоборот, подчеркнуто прокламирует. Накануне первого матча на Кубок кубков с корсиканской командой «Бастиа», весьма средней по классу, он откровенно говорил журналистам, что будет делать ставку на ничью с тем, чтобы у себя дома добыть два очка. Эту программу-минимум «Атлетико» удалось осуществить, правда, ценой немалых усилий (0:0 в Аяччо и всего 2:1 в Мадриде).

Но тогда испанцы были в первом матче гостями. Ныне же ситуация получилась иной: «Атлетико» предстояло отыгрываться, и не как-нибудь, а быть впереди по крайней мере на два мяча. Впрочем, Макс Меркель (внешне во всяком случае) не терял оптимизма.

- Хотя этот стадион для меня несчастливый, - сказал он, имея в виду давний проигрыш «Рапида» «Спартаку», - мы победим 2:0.

Эти его слова передал мне Руперто Сагасти. Не исключаю, что Меркель произнес их в убеждении, что Сагасти в свою очередь сообщит это спартаковскому руководству, нанеся «от имени Меркеля» своего рода психологический удар. Реакция Симоняна читателю уже известна.

Положение обязывало «Атлетико» играть только на выигрыш. Если «Спартак» ставил перед собой задачу первым забить гол, то такую же точно задачу ставил перед своими футболистами Меркель (благо, погода смилостивилась над испанцами, 8 ноября значительно потеплело).

Меркель, безусловно, был гораздо ближе к осуществлению своей цели, чем Симонян. «Атлетико» и вел 2:0, и играл в первом тайме лучше, острее москвичей. И в том, что испанцы все-таки не справились с заданием, не столько их вина, сколько заслуга спартаковцев, сумевших во втором тайме преобразиться, переломить себя прежде всего чисто психологически.

Австрийский тренер после игры сказал, что его установка на матч была выполнена не полностью, но в общем он удовлетворен игрой команды. «Нам ни в коем случае нельзя было проигрывать в Мадриде. Но что случилось, то случилось, этого теперь не поправишь».

О «Спартаке» он отозвался как о перспективной команде, Бывает, к сожалению, заметил он, что молодежь останавливается на полпути, но если со спартаковской это не произойдет, то команду ожидает хорошее будущее. Меркель выразил надежду, что «Атлетико» еще будет встречаться с советскими футболистами, с достойными и интересными противниками.

Почему не приехал Уфарте? Он слишком избалован публикой, играет больше для зрителей, чем для команды. Я не взял Уфарте в Москву для его же пользы. Пойдет ли ему это впрок? Хотел бы надеяться.

Аделардо неважно себя чувствовал, и единственно в этом причина, что он не приехал. Бессеру я не поставил сознательно. В Мадриде он забил «Спартаку» гол, но вообще не любит появляться в штрафной площади, избегает риска, единоборства. Мне такие игроки не по душе...

- «Спартак» в Мадриде был сильнее, чем в Москве. - сказал мне капитан «Атлетико» Луис. - В первом тайме мы владели игрой, показав, на мой взгляд, лучшее, на что способны. Грунт был тяжелый, управляться с мячом на оттаявшем от наледи поле сложно. По-моему, лучшими у нас были Ирурета и Сальседо. Последнему я рискну предсказать место в сборной Испании. У «Спартака» были два игрока высшего международного класса: Ловчев и Папаев...

Источник: http://www.klisf.net

Комментарии: