Валерий Карпин. Почти корифей

SportBox.Ru 937 0 Автор: Андрей Колесников - 19 апреля 2012

 Впервые за два года его команда достигла в таблице лигочемпионских рубежей, судя по всему, специально подгадав этот успех к третьей годовщине его тренерской практики. По итогам 39-го тура чемпионата России Sportbox.ru в традиционной рубрике «Фигура» представляет лидера «Спартака», который обнаружил в своём профессиональном арсенале умения, заставившие вспомнить классиков тренерского цеха.

Как Спаллетти

Многие считают, что победу над ЦСКА, которая стала по сути золотой, «Зениту» во многом обеспечил выход на поле Андрея Аршавина. Итальянскому наставнику питерцев стоит отдать должное за то, что он, во-первых, заметно повысил кондиции форварда и, во-вторых, нашёл точный момент для ввода его в игру. Вместе с тем сам факт решающего вклада со стороны капитана сборной удивлять не может. Именно мастера такого класса и делают результат: чтобы найти на лавке этот вариант усиления игры, особой проницательности не требуется.

В спартаковском запасе на матче с «Рубином» настолько очевидных ходов не было. И тем не менее точное решение Карпин тоже нашёл. Когда хронометр показывал 71:37, на поле вместо Кариоки вышел Жано Ананидзе. На отметке 73:08 едва ли не первым же касанием юный грузин выполнил разрезающий пас на Эммануэля Эменике, а после того, как нигериец добился углового, в 73:49 выполнил подачу от флага, которую преобразовал в гол Марек Сухи. Прошло ещё немного времени, и в 81:30 Ананидзе подкатом прервал не очень аккуратную передачу Олега Кузьмина на Александра Рязанцева, начав тем самым контратаку, завершившуюся вторым голом красно-белых. Таким образом, всего за десять минут замена Карпина оправдала себя целиком и полностью.

Ход, стоит повторить, очевидным не выглядел. Во-первых, убирая с поля за двадцать минут до конца при счёте 0:0 хавбека оборонительного толка и выпуская вместо него атакующего игрока, тренер явно рисковал. Во-вторых, Ананидзе по-серьёзному в центре давно не играл. Точнее, по-серьёзному он вообще давно не играл, просто в центре – очень давно, с сентября. В-третьих, выбирая, кем из двух опорников пожертвовать, Карпин снял с игры Кариоку, а Сергея Брызгалова на поле оставил, хотя соображения надёжности, казалось бы, диктовали обратный выбор. Чтобы в полной мере осознать степень радикальности этого решения, следует иметь в виду, что за десять последних месяцев Карпин не трогал бразильца ни разу, если не считать пары формальных замен перед финальным свистком в дни крупных побед. В общем, будь в воскресенье на спартаковской лавочке какой-то другой тренер, совсем не факт, что он решился бы на такую замену. И матч тогда, как несложно догадаться, пошёл бы по какому-то иному сценарию.

Острые решения – вообще его стиль. Такого рода замены, вскрывающие игру, тренер «Спартака» освоил давно. Помнится, например, как в октябрьской встрече с «Зенитом», уступая в счёте и имея на человека меньше, он за полчаса до конца снял с игры опорного хавбека и выпустил второго форварда – команда матч спасла, причём необходимый гол забил именно тот, кто вышел из запаса. Были и другие примеры, просто не такие яркие. Возможно, по готовности рисковать Карпину в премьер-лиге сегодня вообще нет равных. В наш прагматичный век это черта редкая, а оттого ценная.

Как Бердыев

Решающий гол в ворота «Рубина» был забит после углового. В том, что таким образом побеждён соперник, чьё имя в общественном сознании давно стало синонимом понятия «стандарт», стоит отметить особо. Строго говоря, траектория полёта мяча в том эпизоде получилась немного спонтанной. Однако считать на этом основании гол случайностью, пожалуй, всё же не стоит.

Вообще эта тема для красно-белого движения традиционно считается болезненной. Не очень давно, по окончании первого круга текущего чемпионата, «Спартак» имел худший в лиге показатель эффективности использования «стандартов» – один забитый гол после штрафных и ни одного после угловых. ЦСКА, к примеру, тогда забивал из этих положений лучше всех в чемпионате и во многом потому стоял в таблице первым. Карпину проблема, конечно, была известна. Более того, судя по его излишне эмоциональным ответам на соответствующие вопросы, она сидела в нём занозой. Видимо, необходимые усилия тренер прилагал, однако отдачи от команды не видел.

Теперь отдача есть. Уместно вспомнить, что недавний победный гол в ворота «Динамо» тоже родился после фланговой передачи, только со штрафного. Тот эпизод многие посчитали случайностью: во-первых, гол назревал в другие ворота, во-вторых, мяч пересёк линию ворот от динамовца. За этим как-то не заметилось, что подача-то была выполнена классно, и если бы не роковое касание Кристиана Нобоа, мяч в сетку наверняка переправил бы кто-то из спартаковцев. Как бы то ни было, «стандарты» принесли «Спартаку» две из трёх побед нынешней весны. Такой эффективности использования этого элемента в верхней восьмёрке нынче не имеет никто.

По-своему показательным свидетельством спартаковских усилий является и неслучившееся. За первые пятнадцать минут у ворот «Рубина» было подано три угловых. Во всех случаях мяч дошёл до спартаковцев (дважды до Брызгалова и один раз до Сухи) и во всех случаях угроза чужим воротам была вполне конкретной. Три из трёх у ворот Казани – это не шутки. А штрафной удар на 54-й минуте, когда Дмитрий Комбаров послал мяч под прыгнувшей «стенкой» и тот разминулся с целью в каких-то сантиметрах? Считать такие номера голой импровизацией можно лишь по крайней наивности. За этим ударом – немалая работа, причём не только футболиста и тренера, но и различных клубных служб.

Упрёки в адрес Карпина значительной долей подразумевают не очень крепкую игровую основу, дефицит заученных ходов, скромный ассортимент вариантов ведения игры – в общем, недостаток обязательной в современных условиях технологичности. Но, судя по истории со «стандартами», работа над преодолением изъяна ведётся.

Может быть, в этом навязшем уже «Дай Валере поработать!» всё-таки есть своя сермяга?

Источник: http://news.sportbox.ru

Комментарии: