Артур Смольянинов: "У "Спартака" совершенно не чемпионский состав"

Спорт-Экспресс 1450 0 Автор: Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ - 30 мая 2013

За два дня до последнего тура чемпионата России корреспондент "СЭ" пообщался с актером театра, кино и крайне неравнодушным болельщиком "Спартака" Артуром Смольяниновым.

– Несмотря на свои болельщицкие пристрастия, готовы поздравить новоиспеченных чемпионов России?

– Конечно, готов. Во-первых, я поздравляю персонально Леонида Викторовича, потому что с ним имел удовольствие быть знаком. Мы дважды виделись, и он произвел на меня очень хорошее впечатление. Живой, искренний, думающий, интересный человек. Он заслужил такую победу, потому что действительно любит футбол. Я рад и за Гинера, отношусь к нему с большим уважением, потому что, кажется, он действительно умеет создать футбольный коллектив.

– Сказали столько теплых слов в адрес ЦСКА, несмотря на то, что…

– Я говорю теплые слова не в адрес ЦСКА как футбольного антагониста "Спартака", а в адрес конкретных людей.

– Но когда вам было, если не ошибаюсь, 13 лет, вы дрались с армейскими болельщиками.

– Было дело, а кто не дрался?

– Но в ненависть к бренду ЦСКА это не переросло?

– Нет. Я уже вырос.

– Евгений Гинер мог стать владельцем "Спартака"…

– Я, кстати, об этом недавно узнал из "СЭ".

– Вы представляете Гинера в этой роли?

– Честно говоря, с трудом.

– Ментальность другая?

– Мне кажется, да. ЦСКА заражен Гинером в хорошем смысле. Собственно, это его зеркало. А в "Спартаке" очень сложно создать семью, особенно сегодня. Слишком велико давление. Народная команда, огромное количество болельщиков. Нужно обладать огромной силой и целеустремленностью, верой в людей, чтобы сделать из "Спартака" не просто футбольную команду, а заразить ее собой.

- А Валерий Карпин? Несомненно, это отдельный мир, явление, с моей точки зрения. И я, допустим, точно знаю, чем Карпин лучше Эмери.

– Карпин играл в "Спартаке", а Эмери нет.

– Для нас, журналистов, он интереснее, ярче, в нем всегда что-то искрит, пар летит из всяких отверстий.

– Причем самых неожиданных.

– Что вы о нем думаете? Что это за палитра красок? И не мешают ли этот пар со скрежетом?

– Мне кажется, что Валерий Георгиевич как тренер, по сути, еще не сложился – мало опыта. Невозможно прийти преподавать сопромат в институт, если ты учишься в третьем классе школы. Я не верю в чудеса. Поэтому я думаю, что лет десять придется еще помучиться и подождать.

– С Карпиным?

– Я думаю, что в конечном итоге, к сожалению, без него. Этот пар, этот скрежет и происходят оттого, что желания много, а как реализовать, как себя ломать, себя ведь тоже надо ломать, этого понимания нет. Сложно со стороны судить, но мне кажется, что ему надо просто расслабиться и успокоиться. Быть как-то взвешеннее. Он слишком серьезно к себе относится.

– Самоиронии нет?

– Да. Может быть, имеет место не вполне адекватная самооценка. Понимаете, я разрываюсь между тем, что думаю о нем, и своим желанием сказать много хорошего. Мне кажется, что перспективы Карпина не так уж радужны, но буду счастлив ошибиться.

– Карпину за 40, он уже два раза сходил в тренеры "Спартака", дважды побывал на управленческих должностях. Он умный человек, на мой взгляд. А футболисты, приходящие в команду, до сих пор вызывают сомнение в собственной футбольной компетентности. И играют так же. В таком состоянии красно-белые пребывают уже несколько лет. Почему же у Карпина опыт-то не прибавляется?

– Очень сложно учиться, когда у тебя дома мама с папой стоят с ремнем и ждут от тебя только пятерок. И ты знаешь, что если, не дай бог, схватишь четверку, ты получишь по жбану со всего размаху. Конечно, это вызывает внутреннее напряжение, озлобленность и недоверие к окружающим. И какую-то потерю уверенности в себе. Мне кажется, вся проблема в том, что Карпин просто очень напряжен. "Спартак" – это не то место, где нужно учиться. В "Формулу-1" не приходят шлифовать мастерство, нужно начинать с картинга. Чем Слуцкий сначала занимался? "Олимпию" какую-то тренировал.

– "Уралан".

– Здесь нет шаблонов, четкого маршрута, но общий принцип таков, что, если ты хочешь подняться на девятый этаж, начинать нужно с первого.

Режиссеры, учась в театральном институте, начинают с отрывков по две минуты. Невозможно на первом курсе поставить спектакль. Карпин – не Моуринью, он, условно говоря, не сделав ни одного этюда, пришел во МХАТ ставить спектакль. А мы удивляемся, что же у него не получается-то?

– Но он не только не ставит спектакли, он еще и отодвинул дважды тех, кто неплохо ставит спектакли. Лаудруп сейчас выиграл Кубок в Англии.

– Нет, те ребята просто не поняли, куда они попали. Было видно, что они потерялись. Знаю, что у них, особенно у Эмери, не было контакта с коллективом. Проблема ментальности. Загадочная русская душа… Хотя какая она русская – наполовину бразильская.

– Но над режиссером есть худрук. Какова роль Леонида Федуна? Есть ли его вина в том, что "Спартак" остается без чемпионского титула?

– Да это не вина его, а беда. Потому что я думаю, что он искренне желает "Спартаку" успехов. Вся проблема в том, что он не любит футбол. Гинер любит футбол, а Федун – нет и не разбирается в нем. Он любит себя в бизнесе. Для него "Спартак" в конечном итоге бизнес-проект. Дорогой, близкий сердцу, нежно и трепетно любимый, но именно бизнес. А победы – это не только бизнес, они требуют душевных трат. И президентской страсти, и пульса 180 ударов в минуту.

Но ему нужно в ноги поклониться за то, что построит стадион команде, которого никогда не было, за то, что создал лучшую в России футбольную академию, за то, что, извините, в свое время подобрал "Спартак". Благодаря этому сейчас мы имеем хотя бы четвертое место. При сегодняшнем составе я удивляюсь, когда читаю, что у красно-белых лучшая атака в премьер-лиге, что клуб способен бороться за первые места. Ни хрена подобного.

– То есть состав не тот?

– Абсолютно не тот. Совершенно не чемпионский. Это состав первой восьмерки.

– Набрали не тех или они здесь такими стали?

– Да, сейчас в "Спартаке" футболисты деградируют или, как минимум, не развиваются. Беру с потолка: Макгиди, Веллитон, Эменике. Я уже про центральных защитников вообще не говорю. Вот за те десять лет, что команда у Федуна, реально кто у нас уехал и кто стал футбольной звездой? Видич. И все.

– Да и уровень-то поддержать не каждый может. Дикань, допустим, держит. Кариока… мы даже не можем определить его уровень.

– Кариока, мне кажется, просто философ. Он все время находится сам с собой в спорах. Не знает, вперед ему отдать пас или назад. Кстати, когда я смотрел первый матч "Барселоны" и "Баварии", у меня было ощущение, что у каталонцев на поле вышли 11 Кариок.

Один футболист нашей команды мне сказал, что по его ощущению в "Спартаке" сейчас много лишних людей. Нет класса, нет желания выигрывать, разрывать всех. Не на чем выигрывать. Мне кажется, что в "Спартаке" очень мало времени уделяют футболу.

Но, в конечном счете, все идет от главного тренера. И нервозность коллективу передается. И та расслабленность, на которую Карпин пеняет футболистам, тоже. Почему, мол, я должен миллионеров убеждать, что они должны "Мордовию" обыгрывать? Да, должен, Валерий Георгиевич, должен. Таков футбол. И Моуринью, и Гвардьола приходят на тренировку и убеждают, что завтра мы должны обыграть, несмотря на то, что у нас по 30 миллионов евро в кармане у каждого и мы ездим на Аudi R8. Мне кажется, что ему эта расслабленность тоже свойственна. Футболисты зависимы.

– Из ваших слов делаю вывод, что, значит, мало режиссера-постановщика. Должны быть и преподаватели по мастерству, балетмейстеры и т.д. Чтобы кто-то ставил отлет ноги, актерскую технику.

– Совершенно нет. Как известно, у семи нянек дитя без глазу. Можно двадцать тренеров нанять, двадцать педагогов по мастерству, по пластике, но если ты сам не хочешь, невозможно научить, можно научиться.

– Футбольное боление – живая для вас тема, насколько я понял. И знаю, что вы ездили на матчи в отрочестве, в юности. Даже у каких-то бабушек отнимали колбасу.

– Да, было дело.

– И сидели потом в милиции. Вы были фанатом в худшем понимании этого слова? Со всеми атрибутами, антуражем?

– Да, был. Но мне один год понадобился, чтобы понять, что это не мой путь.

– И на выездах были?

– На одном, в Ярославле.

– Жесткие тогда были выезды.

– Жесткие. Я помню, нас согнали на берег Волги. Все с тяжелейшего похмелья, денег уже ни у кого нет. Нас там продержали часов пять. Дошло до того, что люди, измученные жаждой, начали пить воду из невероятно вонючей Волги.

– Вы начали болеть в четыре года… Вас пленил антураж или игра?

– Конечно, игра. Это абсолютно нормальная детская реакция – болеть за того, кто выигрывает и играет красиво.

– На сайте sports.ru в списке самых популярных команд пользователей в возрасте младше 18 лет, то есть людей, которые стали болеть последнее десятилетие, первым номером идет мадридский "Реал", вторым – "Барселона", на третьем месте ЦСКА, выигравший за последние десять лет четыре чемпионства. "Спартак" только на седьмой строчке. Люди подтверждают ваш тезис о том, что привлекает не антураж, не файеры, а игра.

– Да, и перспектив прироста армии болельщиков у "Спартака" нет. Тут все прямо пропорционально результату. Гениально сказала моя 10-летняя сестра, будучи со мной на стадионе: "Надо болеть за "Динамо", они же играют лучше". Я не знаю, как ей объяснить, почему она должна болеть за "Спартак". Я ей сделал форму на день рождения с именем, подарил. Она стесняется во двор в ней выходить.

– Я очень надеюсь, что это понимают руководители клуба, потому что во многом сейчас их положение держится на популярности, добытой предыдущими поколениями. А пройдет без чемпионства еще лет десять, и Федуну станет нечего монетизировать и конвертировать.

- Некому будет продавать.

– Чего вы ждете от следующего спартаковского сезона?

– Ничего не жду. Лучше не ждать ничего и принимать жизнь такой, какая она есть. В том числе и со "Спартаком", с таким, какой он есть.

– Что должно произойти, чтобы "Спартак" стал чемпионом?

– Федун должен продать команду.

– Как бывший фанат, а ныне болельщик, скажите, что дает команде антураж – файеры и баннеры? Приятно ли играть, когда растянут огромный баннер?

– Я думаю, что да. Хотя я не верю бесконечным, изо дня в день, заклинаниям, что футбол у нас для болельщиков. Лукавство. Когда я сам играл в футбол, мне было по большому счету все равно, что были болельщики, что не было. Я их не знаю, как я могу их любить. Другое дело, когда за игрой следила тысяча человек, это, конечно, был допинг. И я понимаю, что чем больше людей, тем больше кайфа.

– Это помогает не столько играть, сколько выигрывать.

– Безумно заводит. А когда 80 тысяч человек? Ты выходишь, и все это красиво, и все шумят.

– Заводит что? Шум, количество людей, баннеры?

– Баннер без людей ничто, заводят эмоции людей. И потом, на них же зарабатывают деньги. Только денег дай, все для тебя. Буду любить тебя, облизывать, платить за тебя штрафы. Миллионы рублей. Только ты мне тоже приноси. Какое совокупное количество штрафов у клубов? За три миллиона? Гигантские деньги. А кто-нибудь запретит эти файеры? Да никогда в жизни.

– Вы рассказали сказку не из нашей жизни. В масштабах бюджетов наших клубов деньгами болельщика можно пренебречь. А вот тот болельщик, которому запрещено стоять, как в Англии, которого штрафуют за бумажный самолетик, вот он деньги как раз приносит и футболистов тоже заводит.

– Тот болельщик петь умеет…

– В былые годы богема была вхожа в "Спартак". Общалась с игроками, с руководителями клуба. Из последнего – у Александра Калягина очень тесные отношения остались.

– У Кваши были.

– С кем? С игроками, с тренерами?

– С Парамоновым, с тем же Нетто, по-моему. Он рассказывал, что они приезжали друг к другу в гости, выпивали, разговаривали, были дружны.

– А сейчас есть что-то подобное?

– Тесных контактов нет. Никто нас не зовет на базу, мол, приезжайте, дорогие артисты, спойте, спляшите, а мы для вас выиграем. Но дружеские отношения с отдельными игроками остались.

Надо отдать должное клубу, он не забывает об имидже и, например, болельщикам из числа богемы предоставляет бесплатные абонементы в ложу VIP-C, каждый из которых стоит 110 тысяч за сезон.

– Восемь лет вы занимались футболом. Где?

– У себя в Королеве, в секции "Вымпел".

– Могу поспорить, что не защитником были.

– Нет, я был мозговым центром, мне обычно нравилось отдавать. Правда, пробовал себя и вратарем, но росточком не вышел, хотя реакция у меня хорошая. А вратаря в детстве называл "братарь".

– А чего добились?

– Получал какие-то детские призы, несерьезно. В своей зоне мы занимали четвертое место. Но тогда детские команды были привязаны ко взрослым, и если взрослая переходила дальше, то и детские тоже. Мы могли первое место 30 раз подряд занимать, но оставались играть там, где взрослые, в том же дивизионе.

– Вы болели за "Спартак", а "Вымпел" был для вас кумиром?

– Кумиром был мой тренер Александр Иванович Белов, который, к сожалению, умер молодым. Просто любил меня, и я его тоже.

– Другой спорт в вашей жизни присутствует?

– Я вообще спорт люблю. Из вашего сайта не вылезаю. Люблю хоккей, могу даже о керлинге поговорить, но играю только в футбол.

– До сих пор играете?

– Периодически случается. Последний раз играл месяц назад в музыкальном сообществе. У себя в театре мы никак не можем команду собрать, и я себя корю за это. Должен взять на себя ответственность, инициативу проявить.

– Кого набрали бы из имеющейся труппы?

– Гафт не играет, Гафт на пенсии. Взял бы Шамиля Хаматова, Женю Павлова, Никиту Ефремова. В основном в театре лучше всего играют монтировщики, осветители.

– Гармаш играет?

– Нет, упаси бог.

– Он, кстати, вратарского телосложения. Дикань, мне кажется, так же будет в его годы выглядеть.

– Не буду комментировать. Надеюсь, Дикань будет смотреться лучше.

– Вы за свои 29 лет сыграли под 50 ролей в кино. И девять ролей в театре. Среди этого букета были роли спортсменов?

– К сожалению, нет. Я мечтал сыграть спортсмена, мне это близко. Даже по "Мосфильму" хожу с табличкой: "Сыграю спортсмена. Бесплатно". Не зовут.

– А тот быстрый мотоцикл, на котором вы к нам приехали, – это спорт или средство передвижения?

– Средство передвижения, конечно.

– Но погонять-то не слабо?

– Не слабо. Но хулиганить начинаю редко, потому что жить хочу.

– Вопрос, который слышали, наверное, тысячу раз в жизни. Только не ругайтесь. Ближайшие творческие планы?

– Ответ на этот вопрос у меня готов. Творчество хорошо тем, что у него нет планов.

– А какие фильмы выйдут в ближайшее время с вашим участием?

– Пока никаких, но вот 26 мая была премьера "Горячего сердца" в "Современнике". А в кино я мало снимаюсь.

– Я вам как-то звонил, вы были в Ялте на съемках…

– А, это еще только через год будет. Мы до сих пор снимаем, сейчас уже в Питере.

– То есть пока о картине нельзя говорить?

– Нет. Артисты в этом смысле суеверны. Экран покажет.

Источник: http://football.sport-express.ru

Комментарии: