Логин и пароль: запомнить | | Авторизоваться с помощью:         Регистрация | Забыли пароль?

СПАРТАК - Спартак (Нальчик, Россия) 0:0

Спартак
Москва, Россия
0:0 Спартак
Нальчик, Россия
25 апреля 2010 года, Чемпионат России - 2010,
Москва, БСА "Лужники", 18000 зрителей
Судья: Николай Иванов (Санкт-Петербург)
Спартак
Сослан Джанаев
Фёдор Кудряшов'90
Евгений Макеев
Марек Сухи
Мартин Йиранек
Ренат Сабитов
Баррето Ибсон'46
Иван Саенко
Рафаэл Алекс
Джано Ананидзе'84
Соареш Веллитон
На замену
Никита Баженов'90
Ариклинес Ари'46
Александр Козлов'84
Спартак
Отто Фредриксон
Александр Амисулашвили
Валентин Филатов
Владимир Кисенков
Миодраг Джудович
Гогита Гогуа
Никита Маляров'59
Роман Концедалов
Леандро
Давид Сирадзе'87
Владимир Дядюн'74
На замену
Казбек Гетериев'59
Деян Русич'87
Марат Бикмаев'74
Наказания/Незаб. пенальти
Роман Концедалов'25
Гогита Гогуа'40
Иван Саенко'62
Рафаэл Алекс'63
Владимир Кисенков'88
Рафаэл Алекс'90

"ЭТО НЕ ФУТБОЛ! ЭТО НЕ ФУТБОЛ!"

Спорт-Экспресс, 26 апреля 2010 года
Количество просмотров: 3968

Фото

Глянул я на афишу этого воскресного матча - и всплыли вдруг воспоминания о старых добрых советских ДСО. Молодежь, наверное, уже и не помнит такой аббревиатуры, расшифровывающейся как "добровольное спортивное общество", и считает, что "Спартак", "Зенит" или "Динамо" - это исключительно футбольные клубы.

Между тем многочисленные ДСО пронизывали своими вертикалями все основные хозяйственные и отрасли, и ведомства, объединяли милиционеров, студентов, колхозников, учащихся ПТУ (интересно, а эту аббревиатуру все помнят?) и т.д. И играли важную роль в организации советского спорта и росте спортивного мастерства мальчиков и девочек из любой провинции.

Но была, естественно, и другая сторона вопроса. Прекрасно помню, как мне, молодому и перспективному кандидату в мастера спорта по шахматам, позвонили из республиканского совета моего ДСО и сказали, что включают в крупный профсоюзный турнир с нормой мастера спорта. Радость моя была столь огромна, что даже одно маленькое дополнительное условие поначалу не смутило.

Однако потом я, по тем порам максималист и в чем-то даже идеалист, крепко задумался. Условие-то было щепетильным: со мной от нашего ДСО в турнире должен был играть опытный мастер, один из главных претендентов на чемпионство, и мне не то что намеком, а прямым текстом дали понять, что я данному чемпионству обязан поспособствовать. Сами понимаете каким способом.

Слава богу, наша партия по жеребьевке состоялась в предпоследнем туре, когда мой одноклубник уже ни на что не претендовал. Получилась она очень боевой и закончилась вничью, в результате чего ваш покорный слуга избежал-таки участия в банальном "сливе"...

Вспомнилась та древняя история еще и потому, что статистика отношений "старшего", столичного, "Спартака" с "младшим", нальчикским, выглядит чуть ли не уникально: шесть побед москвичей при двух ничьих. Естественно, ни о каких советских ведомственных делах речь тут не идет, но пребывание в таких "клиентах" так давит на нервы перед каждой новой встречей, что чем дольше оно длится, тем тяжелее его преодолевать.

КОНЦЕДАЛОВ СХЛОПОТАЛ КРАСНУЮ В СЕРЕДИНЕ ПЕРВОГО ТАЙМА…

В этой связи вчера для Нальчика был настоящий день "Х" под девизом: "Когда, если не сейчас?". И сам южный "Спартак" - в порядке, чему свидетельство не только первое место в таблице, но и его добротный футбол. И у соперников присутствуют явные игровые проблемы.

Хоть главный тренер москвичей любые удары держит стойко и даже унылый футбол в последнем матче с "Сатурном" назвал вопреки всему "спартаковским", пойти на изменения в схеме и составе вынужден был и он. Слегка вычурная расстановка 4-2-2-2 была в дебюте встречи отправлена в запасники, уступив место довольно интересному построению с одним опорным (Сабитовым), одним непосредственно крайним полузащитником (Саенко) и тремя центральными хавбеками, один из которых (Ибсон) присматривал за левым флангом.

В результате всех этих перестановок на скамейке оказался второй бразильский форвард Ари, а вот Веллитон, о состоянии которого было перед игрой очень много опасений, на искусственном газоне "Лужников" появился. Свой шанс получили и те, кого давно уже хотели увидеть на поле специалисты и болельщики столичного "Спартака" - упомянутый Саенко и Ананидзе, о работе которого на тренировках свидетели разве что оды не слагали.

Состав москвичей в итоге получился даже более атакующим, чем с двумя нападающими и, во всяком случае, явно более игровым, нацеленным на тот самый футбол, о котором так тоскует красно-белая торсида. Но вот игра с самого начала этот тезис не подтвердила - да, мяч хозяева поля двигали быстрее и точнее, чем в предыдущих матчах, но вот сами высоких скоростей являть миру не собирались.

Что можно сказать о гостях? Они, как всегда, радовали глаз великолепной организованностью, готовы были терпеть сзади и искать свои шансы в быстрых контратаках и "стандартах", до реализации которых они в последнее время весьма охочи. Игра и пошла в ожидаемом ключе: подопечные Карпина понемногу поддавливали, подопечные Красножана спокойно переносили привычные тяготы выездной жизни, ничего особенного сопернику не позволяя.

И тут случился эпизод, который по идее должен был все сразу взорвать и перевернуть: увлекшись контратакой, перешедшей в планомерное наступление, нальчане "зевнули" отрыв Веллитона. С бразильцем остался один в один не самый быстрый Концедалов, который в итоге вынужден был сфолить, прихватив соперника за майку. Причем с явно выраженной надеждой, ставшей для одиннадцатого номера гостей последней в этом матче.

Его одноклубники, правда, красную карточку в руках Николая Иванова оспаривали очень яростно, но, похоже, не саму по себе, а вкупе с одним из предыдущих эпизодов на другой половине поля, где сходное, как им казалось, нарушение было просто не замечено (с трибуны судить о том, упал ли Дядюн сам или при помощи Кудряшова, возможным не представлялось). Истина в спорах, естественно, не родилась - Концедалов вынужден был отправиться в раздевалку.

…А АЛЕКС - ПОСЛЕ ФИНАЛЬНОГО СВИСТКА

Но на ходе игры это, вопреки ожиданиям, почти не отразилось - разве что у москвичей стали появляться моменты, хотя бы отдаленно несущие угрозу гола. То Ибсон пробил рядом со штангой, то Ананидзе неплохо исполнил штрафной, но взрывом это можно было назвать разве что в красно-белой горячке.

Наверняка понимал, что происходит, и Валерий Карпин, которого течение событий в первом тайме устроить не могло никак. И сразу после перерыва он отправил на поле Ари, подчеркнув и без того явные атакующие приоритеты.

Но и это остроты команде Карпина не добавило. А добавить ее, как выяснилось, могли... только атаки нальчан. В одной из них гости снова настолько увлеклись, что Веллитон благодаря пасу Алекса получил шанс на еще один отрыв. Но на этот раз Филатов догнал его и отобрал мяч по всем правилам.

И что в такой ситуации не атаковать вообще? Конечно, атаковать, что нальчане и доказали, посеяв в одном из эпизодов настоящую панику в чужой штрафной. Но на пути мяча вовремя оказался сначала Джанаев, а несколько мгновений спустя - Сабитов.

Только после этого "старший" "Спартак" усилил натиск по-настоящему. Но "младшие" дрожать и не собирались - отбивались они по-прежнему предельно организованно. И все же на 73-й минуте спаслись только благодаря Провидению, направившему мяч после добивания Ананидзе из пределов штрафной точно в перекладину, а отскок - в поле.

Это, пожалуй, был самый опасный момент матча. А время между тем убегало - и Карпин предпринял последнюю попытку добиться победы, впервые подняв с лавки очередное юное дарование - Александра Козлова. Разговоры об этом талантливом парне идут уже года два, хотя ему недавно исполнилось всего-то семнадцать. Кто-то сравнивает его со Стрельцовым, кто-то с Аршавиным, но любой аванс надо обязательно доказывать, что со вчерашнего дня Козлов и начал делать. Точнее - получил возможность начать. Будем внимательно наблюдать.

Что же касается итогового результата, то первым желанием его резюмировать была затертая фраза: "Порядок бьет класс". Но при более глубоком обдумывании сразу возникает вопрос: а есть ли он, этот класс, у нынешнего московского "Спартака"?

Нет, отдельные классные исполнители у столичного красно-белого воинства, безусловно, присутствуют, но командной игры как не просматривалось, так, увы, и не просматривается. А на закуску еще и Алекс после финального свистка второе предупреждение схлопотал... И неудивительно, что на последних минутах матча трибуна В, оккупированная, как обычно, спартаковскими фанатами, начала дружно скандировать: "Это не футбол! Это не футбол!".

А гости, хоть и не прервали свою безвыигрышную серию, показали, что их стартовый рывок к вершинам таблицы отнюдь не случаен - с нальчанами в этом сезоне всем лидерам придется считаться всерьез.

Борис ЛЕВИН

http://www.sport-express.ru/newspaper/2010-04-26/4_1/

Егор ТИТОВ: "СПАРТАКУ" НЕ ХВАТАЕТ ВОЖАКОВ"

Спорт-Экспресс, 27 апреля 2010 года
Количество просмотров: 2367

Фото

Экс-капитан "Спартака" наблюдал с трибуны "Лужников" за игрой бывших одноклубников

- Опять разочаровал "Спартак"?

- По такой игре радует лишь то, что второй матч подряд "Спартак" провел на ноль. Причем за 90 минут у ворот Джанаева был, по сути, один-единственный момент. Так что к обороне претензий нет. Тревожит, что забить никак не можем. И это имея в составе Алекса, Веллитона, Ари! Надеюсь, рано или поздно бразильцев прорвет.

- Леонид Федун после матча был суров: "Результат отвратительный, игра - тоже".

- Я вам так скажу: лакмусовая бумажка - реакция болельщиков. А с фанатской трибуны во втором тайме неслось: "Это - не футбол…" Понять людей можно. Хотя пробей Ананидзе не в перекладину, а на пару сантиметров ниже, все было бы по-другому. Знаете, я до последнего верил, что случится "синдром Бояринцева" - и "Спартак" на 93-й минуте дожмет соперника. К сожалению, своего Бояринцева в сегодняшнем "Спартаке" не нашлось. Зато он оказался в команде Красножана.

- ???

- Имею в виду Гогуа. С верхотуры "Лужников" он очень напоминал Дениса. Не только прической, но и запредельной самоотдачей, колоссальным объемом работы.

- Москвичи больше часа играли в большинстве. Процент владения мячом в первом тайме вообще поражал воображение - 73 на 27! А в итоге - ни голов, ни моментов.

- Да уж, кроме попадания в перекладину Ананидзе и момента, который сам себе создал Йиранек, вспомнить нечего. О чем говорить, если первый удар по воротам "Спартак" нанес на 35-й минуте?!

- Откуда такая точность?

- А я специально в это время посмотрел на часы. Возможно, не в лучшую сторону на игре "Спартака" сказались перестановки в составе. В последних матчах он был стабилен, но на этот раз в основе не вышли Паршивлюк, Шешуков и Ари. Да и о том, что в команде много молодежи, забывать не стоит. А у молодых ребят яркие матчи неизменно чередуются с тусклыми. "Спартак" в стадии становления. Это настораживает, учитывая, что не за горами Лига чемпионов. Там с такой игрой накажут, обязательно накажут. Но "Спартак" - не тот клуб, который в Лиге будет отбывать номер. Наверняка летом усилится.

- Каких игроков особенно не хватает?

- Таких как Аленичев, Тихонов, Видич. Каким был сам Карпин. Нужны вожаки! В "Спартаке" всегда был футболист, способный повести за собой. Нынче игроков с подобным авторитетом нет. И это проблема.

- Вам какой "Спартак" больше нравится - с крайними полузащитниками или без?

- Нравится тот, который побеждает. А какую при этом использует тактику, дело десятое. Да, в предыдущих матчах "Спартак" играл без крайних хавов, но ясно, что это мера вынужденная. Сложно найти на фланг мастеров уровня Цымбаларя или Быстрова.

- В воскресенье после долгого перерыва в основном составе появился Саенко…

- Ваня старался, из игры не выпадал. Но видно, как тяжело набирает форму. Когда почти год не играешь из-за травмы, помочь может только одно - практика, практика, практика.

- Как вам Ананидзе, тоже давно не выходивший на поле?

- Уже здорово, что 17-летний мальчишка играет в основе "Спартака" и полюбился болельщикам. Они знают: если мяч у него - будет что-то интересное. Но на этот раз в "Спартаке" лучших не было. Выделить при всем желании некого.

- Как удаление Алекса прокомментируете? Даже у интеллигентного бразильца, похоже, нервы сдают - карточек нахватал на ровном месте.

- Честно говоря, я не видел, за что Алекс получил вторую желтую. Говорят, после финального свистка жахнул по воротам. Надо ли за это давать карточку? Не уверен. Что ж, теперь в Перми придется сыграть без него. С одной стороны, это колоссальная потеря. С другой - даже любопытно посмотреть на "Спартак" без Алекса.

- Кто может заменить бразильца?

- Думаю, Ананидзе. В прошлом году в нескольких матчах он неплохо выглядел в центре поля. В любом случае Алексу должна быть какая-то альтернатива. Он же не вечен.

- Кроме куцего запаса очков - чем еще удивил "Спартак" на старте сезона?

- Болельщиками. В лучшие годы на рядовые матчи собиралось по десять тысяч зрителей. А тут на игру пришло около двадцати тысяч! Я был потрясен - все-таки играли не с ЦСКА и не "Зенитом". На трибуне видел много музыкантов, актеров. А композитор Виктор Дробыш, как мне рассказали, вообще смотрел футбол из фанатского сектора.

- С Фурсенко берет пример.

- В последнее время болеть за "Спартак" стало модно. Но что в этом плохого? Наоборот, чем больше болельщиков на стадионе, тем лучше!

- Что мы все о "Спартаке". Давайте о Нальчике поговорим.

- Давайте. Тем более он этого заслуживает. С огромным уважением отношусь к Юрию Красножану, который в непростых условиях каждый год умудряется создавать новую команду. Пока нет уверенности, что она дотянет до медалей. Но в шестерке, полагаю, будет.

- Теперь вы поняли, за счет чего южный "Спартак" забрался настолько высоко?

- Раньше говорили: покажи свою полузащиту - и я скажу, какая у тебя команда. Сейчас формулировать нужно по-другому. Покажи тренера - и сразу понятно, что у тебя за команда. Прежде всего это относится к "Спартаку" из Нальчика и "Томи", которые на старте сезона удивили многих. Красножан и Непомнящий - классные специалисты. Отсюда и результат.

- Кроме неутомимого Гогуа, кого еще отметите?

- В воротах уверенно действовал Фредриксон. Как всегда, надежна была пара центральных защитников Джудович - Амисулашвили. Хороши Дядюн, Бикмаев. И, конечно, выделю Филатова. Чувствуется, парень нашел свою команду.

- Между тем московский "Спартак" остается для Нальчика самым неудобным соперником в чемпионатах России - за 9 матчей ни одной победы! Когда-то и вас преследовала неудачная серия - только против ЦСКА. Говорят, чтобы прервать ее, спартаковцы однажды прибегли к какому-то ритуалу…

- Было дело. Накануне матча с ЦСКА Бояринцев неожиданно притащил на базу плюшевую лошадку. Нацепил на нее армейский шарф, воткнул в землю - и поджег. Думали, ритуальное сожжение поможет прервать полосу неудач в играх с ЦСКА. Увы, на следующий день вышли - и снова победить не смогли. Так что не в ритуалах счастье.

- Из "Спартака" московского с кем поддерживаете отношения?

- С Сабитовым и Кудряшовым. Недавно в ресторане столкнулся с сестрой Джанаева. Мило поболтали. Поразился, как же она похожа на брата!

…Корреспондент "СЭ" уже готов был попрощаться, но Егор сказал:

- В пятницу в вашей газете было опубликовано интервью со Станиславом Черчесовым. Речь, в частности, шла о трех вариантах, которые он мне предложил. Должен подкорректировать Станислава Саламовича. Все было не совсем так. Подтвердить это может и Макс Калиниченко, который присутствовал при том разговоре. Сначала Черчесов заявил: "Если хочешь - заканчивай. Должность в клубе найдем". Однако ни о зарплате, ни о прощальном матче речи не было. Это уже потом, когда на трибуне встретил Федуна, он неожиданно сообщил: "С меня - прощальный матч". Не забывайте, мне тогда был 31 год. Хотел бы я посмотреть на Черчесова, если бы ему в 31 предложили завершить карьеру. Дальше он говорит в интервью: "Играй в дубле, доказывай свою правоту. Будешь в порядке - вернешься. Как вернулся Павлюченко и вскоре поехал на Euro-2008". На самом деле фраза звучала иначе: "Если хочешь - можешь остаться в команде. Но у меня играть ты не будешь". Чувствуете разницу? Он не только Калиниченко, но и мне сказал: "Вам нужна смена обстановки, новые эмоции…" Ну и какой смысл после таких слов было оставаться в "Спартаке"?

- Кстати, в том же интервью Черчесов обронил: "Титову я сказал: через пару лет мы снова будем вместе". Допускаете такое развитие событий?

- Нет! С Черчесовым я никогда работать не буду. Ни в каком качестве. К тому же я не говорю по-немецки. А он очень любит общаться на этом языке…

http://www.sport-express.ru/newspaper/2010-04-27/5_1/

"Спартак" намерен добиваться отмены второго предупреждения Алексу во встрече с Нальчиком

Спорт-Экспресс, 27 апреля 2010 года
Количество просмотров: 4907

Фото

Руководство "Спартака" намерено обратиться в соответствующие футбольные инстанции с просьбой аннулировать вторую желтую карточку полузащитнику Алексу, которая была предъявлена бразильцу уже после финального свистка в матче 7-го тура чемпионата России с одноклубниками из Нальчика с формулировкой "за неспортивное поведение".

- Не считаем это наказание справедливым и надеемся, что у футбольных людей возобладает разум, - сказал вчера генеральный директор и главный тренер "Спартака" Валерий Карпин корреспонденту "СЭ". - Не стоит доводить правила игры до абсурда.

Напомним, что ранее красно-белые обратились в Контрольно-дисциплинарный комитет РФС по поводу отмены еще одного предупреждения Алексу, полученного на 90-й минуте матча 4-го тура с "Томью" с трактовкой "за симуляцию". 8 апреля ЭСК признала обоснованной жалобу москвичей, посчитав, что главный арбитр Владислав Безбородов наказал бразильца ошибочно. По словам председателя КДК Владимира Каткова, этот эпизод будет обсуждаться на ближайшем заседании.

Вячеслав КОРОТКИН

http://news.sport-express.ru/2010-04-27/358313/

АЛЕКС: "РАЗВЕ СУЩЕСТВУЕТ ТАКОЕ ПРАВИЛО"?

Спорт-Экспресс, 26 апреля 2010 года
Количество просмотров: 5028

Фото

После матча бразильский лидер "Спартака" выглядел удивленным: он так и не понял, за что арбитр Николай Иванов показал ему вторую желтую карточку.

- Не понимаю, за что меня удалили, - разводит руками латиноамериканец. - Матч закончился, я ударил по мячу, чтобы он попал на трибуны кому-нибудь из болельщиков, - и вдруг увидел перед собой красную карточку.

- Показалось, что вы что-то сказали судье или сопернику…

- Нет, что вы! Говорю же, это был удар по мячу после финального свистка. Не знал, что за такое дают карточку, иначе никогда бы так не сделал. Вообще удивлен был не только я.

- Карпин в раздевалке ничего по этому поводу не говорил?

- Нет. Он деталей этого эпизода, по-моему, не видел, так как покидал поле. Говорите, Карпин общался с судьями? Видимо, пытался понять, за что они меня удалили. Вообще с этим еще надо будет разобраться. Честно говоря, не уверен, что существует такое правило.

- Сам матч какие впечатления оставил?

- Не думаю, что мы играли очень плохо. Конечно, ничья всех расстроила, ведь у нас были хорошие возможности, чтобы забить. Два или три раза мяч должен был оказаться в воротах соперника, но всякий раз возникали проблемы с реализацией. Разумеется, такие результаты деморализуют, но нам ничего не остается, кроме как собраться с силами и готовиться к следующим играм.

- Ожидали, что соперник будет много атаковать?

- Конечно. Нальчик великолепно начал чемпионат, так что никто и не ждал, что он будет отсиживаться в обороне. Другое дело, что после удаления гостям пришлось отойти назад, но даже в этих условиях они несколько раз опасно угрожали нашим воротам.

- Давал ли вам Карпин персональную установку на матч?

- Ничего особенного мне тренер не говорил. Я должен был действовать так, как играю всегда.

- А по ходу матча тактика менялась?

- Да. Когда на поле появился Ари, я стал играть чуть глубже, а Жано (Ананидзе. - Прим. "СЭ") ушел на левый фланг.

- Как вам, кстати, его игра?

- Жано? О, у этого футболиста есть все, чтобы стать большим мастером - техника, видение поля, огромный потенциал. Впереди много игр, поэтому у него еще будет время, чтобы в полной мере раскрыть свой талант.

- У вас к ноге приложен лед. Что-то серьезное?

- Нет, всего-навсего ушиб.

- Чемпионат мира все ближе. Общаетесь с Дунгой?

- C ним - нет, но я поддерживаю постоянный контакт c Паулу Пайшау, который внимательно следит за всеми бразильцами, выступающими в европейских чемпионатах. Жду ли я звонка из сборной? Разумеется! Этого ждет любой бразильский футболист.

Стоит отметить, что после завершения матча в судейскую заглянул главный тренер московского "Спартака" Валерий Карпин, который пытался выяснить, стоило ли наказывать Алекса вторым предупреждением. Он был настойчив, но при этом не выходил за рамки приличий и не позволял себе резких высказываний в адрес бригады арбитров.

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ

http://www.sport-express.ru/newspaper/2010-04-26/5_4/

КАРПИН ГОТОВИТСЯ ТОЧИТЬ ТОПОР

Спорт-Экспресс, 26 апреля 2010 года
Количество просмотров: 4862

Фото

Юрий КРАСНОЖАН, главный тренер "Спартака" Нч:

- Начали мы скованно, ввиду чего соперник имел преимущество, однако потом игра выравнялась. И как раз в этот момент случилось удаление. Рад, что в итоге удалось взять очко в меньшинстве и благодарен ребятам за то, что они не почувствовали себя обиженными или обделенными, а проявили мужество и достойно довели игру до конца.

- Вы сыграли вничью с "Рубином", теперь со "Спартаком" - откуда взялись претензии на лидерство в чемпионате?

- О претензиях на лидерство можно было бы говорить, если бы мы выиграли, а не сыграли вничью. Пока же мы - не лидеры, а один из участников турнира, в котором всего-то прошло семь туров.

- Не было ли у вас желания сыграть сегодня в атаке острее, выпустив, к примеру, двух форвардов, а не одного, учитывая, что московский "Спартак" в этом году очень медленно выходит из обороны?

- Наш соперник силен не только в быстром нападении, но и в позиционном. Он выпустил сразу трех центральных полузащитников, и нам необходимо было что-то противопоставлять им на этом участке поля.

- Удаление было оправданным?

- Концедалов проиграл позицию и догонял Веллитона, но фолить в данной ситуации было явной ошибкой: как мне показалось, Фредриксон раньше Веллитона успевал к мячу, отскочившему от мокрого газона.

- После удаления все ваши атаки шли через Гогуа. Намеренно?

- Мы попытались перераспределить функции так, чтобы компенсировать отсутствие на поле одного футболиста. Естественно, действовали в основном на быстрых контратаках, а Гогуа к ним приспособлен лучше других.

- А что случилось в эпизоде, когда Гогуа со смертными муками на лице покидал поле, а потом быстро вернулся назад: затяжка времени?

- Я еще не разговаривал с Гогуа, поэтому не знаю, что именно произошло, но даже если он немного потянул время, то в той ситуации это было оправданным.

- И свист трибун вас не смущал?

- Нет.

Валерий КАРПИН, главный тренер московского "Спартака":

- Дать краткий комментарий к такой игре тяжело, а обширный надо давать в раздевалке, что я в принципе уже сделал. О чем вообще можно говорить, если мы не обыграли соперника, действовавшего вдесятером? Будем работать, выправлять ситуацию.

- Кто главный виновник того, что "Спартак" не забил, - ваши нападающие или оборона соперника?

- И те и другие.

- Можете сравнить сегодняшнюю игру с матчем в Раменском?

- Сегодня мы действовали даже получше. Жаль, что у соперника удалили игрока: действовать против команд, которые всем составом садятся в оборону, у нас получается плохо. Лучше бы Нальчик играл в полном составе.

- А нет ощущения, что просто топор затупился?

- Если затупился, значит, будем точить.

- Не пожалели о том, что не выпустили Ари в стартовом составе?

- Нет, считаю, что на подходе к штрафной площади соперника мы действовали сегодня значительно разнообразнее.

- А как расцените то обстоятельство, что в игре команд, чьи бюджеты отличаются в разы, сегодня не было никакой разницы?

- Это вы ее не видели, а, на мой взгляд, когда одна команда играет весь матч на своей половине поля, а другая - на чужой, разница заметна.

- Как расцениваете удаление Алекса? Будут ли к нему применены штрафные санкции?

- Санкций не будет. Вообще считаю, что подобное исполнение правил - маразм. Футболист в сердцах выбил мяч уже после финального свистка. Не во время матча, а после его окончания! А ему за это - карточку. Надо же хотя бы по-человечески понимать эмоции игрока после неудачной игры.

- Как расцениваете игру фланговых игроков, которые у вас наконец появились?

- Если не забили, значит, вся атакующая линия отработала плохо.

- Есть ощущение, что ваша команда так плохо выходит из обороны потому, что просто некому отдать первый пас. Похоже, это умеет один Алекс?

- Сухи тоже умеет - именно поэтому мы его и брали.

- Почему же тогда не пасует? Попал под влияние Йиранека, привыкшего катать мяч поперек поля?

- Он должен был попасть под влияние тренера, а не Йиранека. И если это не так, то проблема - моя.

- Вам хватает сил на совмещение обязанностей генерального менеджера и главного тренера? Не возникает ли желания сосредоточиться на одной должности?

- Не возникает. В клубе у нас сейчас проблем нет. Вообще, когда работа налажена, генеральный директор проблем не испытывает. С командой сложнее, согласен, поскольку результата нет. Но это не оттого, что у меня не хватает сил или времени.

Борис ЛЕВИН

http://www.sport-express.ru/newspaper/2010-04-26/4_2/

КТО ЧТО СКАЗАЛ

Спорт-Экспресс, 26 апреля 2010 года
Количество просмотров: 4021

Фото

Леонид ФЕДУН, владелец "Спартака" М:

- Результат отвратительный, игра тоже. Столько владели мячом - и ноль голов. Такое не может не настораживать. Я абсолютно недоволен. Нальчик на ходу, но и мы не должны отставать! Если не выигрывать у такого соперника дома, то чемпионские амбиции стоит отодвинуть подальше. Нам не хватает скорости - команда просто владеет мячом 75 процентов времени. Это близко к мировому рекорду. Задачу на сезон пока не меняем: все-таки очки теряют все.

Евгений МАКЕЕВ, защитник "Спартака" М:

- Какая разница, с лидером мы играли или нет? Если соперник остается вдесятером, "Спартак" обязан его обыгрывать. Да, нам удалось второй раз подряд сохранить ворота в неприкосновенности, но в сложившейся ситуации ничья - результат неудовлетворительный. После встречи мы с ребятами провели собрание в раздевалке. Особых претензий друг другу не предъявляли, просто пытались вместе разобраться, что делали неправильно. Похоже, для того, чтобы выйти из кризиса, нам надо обыграть кого-нибудь со счетом 6:0. Тогда наконец и заиграем в полную силу.

Ренат САБИТОВ, полузащитник "Спартака" М:

- К сожалению, слова по поводу качества футбола в исполнении "Спартака" приходится произносить слишком часто. Мы постоянно обсуждаем допущенные ошибки, чтобы их не повторять, проводим собрания. На этот раз вот в раздевалке тоже был довольно жесткий разговор. Однако поймать свою игру никак не получается. Одна из наших главных проблем - переход из обороны в атаку, а это ведь моя непосредственная обязанность. Значит, есть претензии конкретно ко мне. Буду работать над собой.

Иван САЕНКО, полузащитник "Спартака" М:

- Дело не в игре. Каких-то значительных проблем здесь нет. Не надо сгущать краски. Пять моментов, из них три - стопроцентные. Подводит сейчас только реализация. Еще до того, как Жано (Ананидзе. - Прим. "СЭ") угодил в перекладину, он же исполнял штрафной. Попади на полметра левее - гол. И тогда играть стало бы куда легче.

Юрий ГАВРИЛОВ, ветеран "Спартака" М:

- Желание выиграть у москвичей просматривалось, а вот за счет чего они собирались его реализовывать, честно сказать, не понял. Преимущество было, но и только. Между тем, чтобы гарантированно побеждать, нужно на голову превосходить противника. Еще удручает то, что в нашем чемпионате у игроков отсутствует мысль. В Англии, Испании, Италии футболист еще не получил мяч, а уже знает, что с ним будет делать. У нас же, к сожалению, люди совсем не видят поля и даже элементарное действие выполнить не могут.

Михаил ЕФРЕМОВ, актер :

- Матч смотрел в Пятигорске по телевизору. Результатом просто убит. Понятно, что играли с лидером, но, объективно говоря, по подбору исполнителей, уровню мастерства карпинский "Спартак" сильнее команды Красножана, достоинств которой я ничуть не умаляю. Ребята из Нальчика бились до последнего. А вот москивичи почему-то не бежали.

Александр МИРЗОЯН, ветеран "Спартака" М:

- "Спартак" все не может наладить игровые связи. Нет реализации моментов, игра пока не выглядит чемпионской. А ведь уже седьмой тур, пора бы "раскатиться". Игроки сами должны посмотреть, почему так происходит: они лучше знают свое состояние. А Карпину, мне кажется, нужно требовательности к себе прибавить.

Александр МОСТОВОЙ, ветеран "Спартака" М:

- Прежде всего интересно было, как проявит себя неожиданный лидер из Нальчика. Гости приятно удивили - выстояли, хотя большую часть матча провели в меньшинстве. Дай бог продолжать им в том же духе, чтобы в конце года мы могли сказать: наш чемпионат обогатила еще одна команда с амбициями. Ну а московский "Спартак" ожидаемо сыграл без блеска.

Николай ПИСАРЕВ, ветеран "Спартака" М:

- Ждал большего. Понятно, удаление не всегда играет на руку команде, получившей численное преимущество. Нальчане стали действовать более дисциплинированно, мобилизовались, грамотно выстроили оборону. В равных же составах они бы смелее шли вперед, давая москвичам больше простора для маневров. Моментов хозяева создали маловато. Огорчила и красная карточка Алекса.

Александр ПРУДНИКОВ, нападающий "Томи":

- "Томь" на неделю осталась в Москве, вот я и решил воспользоваться возможностью понаблюдать за игрой родной команды. После игры с друзьями по "Спартаку" решил не созваниваться - прекрасно понимаю, что они сейчас чувствуют. Выходили в ранге фаворитов, а Нальчик вдесятером показал, что в футбол играет ничуть не хуже. Многие говорят - дескать, нальчане занимают не свое место в таблице, но команда Красножана всем доказывает: игроки, не имеющие ни звездного статуса, ни регалий, способны биться на равных с любым фаворитом.

Юрий РЕЗНИК, ветеран "Спартака" М:

- Видели сами - игра без атаки, без моментов. Преимущество москвичи имели только за счет того, что у соперников выгнали игрока. Почему такая беда впереди? Тренерам виднее, но, может быть, нападающим не хватает индивидуальных качеств? Да и сама постановка игры хромает. Гости тоже воображение не поразили, но уже молодцы, что вдесятером, как говорится, "отмахались".

http://www.sport-express.ru/newspaper/2010-04-26/3_2/

Иван САЕНКО: "ИГРАТЬ С ХОЛОДНОЙ ГОЛОВОЙ ИЛИ ГОРЯЩИМИ ГЛАЗАМИ? С ДУШОЙ!"

Спорт-Экспресс, 24 апреля 2010 года
Количество просмотров: 1283

Фото

Полузащитник московского "Спартака", которому в этом туре предстоит принимать "Спартак" нальчикский, не понаслышке знает о том, за счет чего скромным командам удается успешно противостоять грандам .

- Насколько результат футбольного матча зависит от мастерства, а насколько от желания?

- В первую очередь все идет от желания. Как правило, именно этот фактор оказывается определяющим. А уже потом - мастерство.

- Однажды ваш скромный "Нюрнберг" выиграл у "Баварии" со счетом 3:0. Хорошо помните тот матч?

- Еще бы! Когда забиваешь Оливеру Кану, такое не забывается.

- Да, послать мяч в ворота такого голкипера - далеко не то же самое, что забить гол каким-нибудь "Алемании" или "Арминии".

- Безусловно, это разные вещи. К тебе приехала "Бавария", одна из лучших команд Европы. Матч показывают на весь мир. Ты забиваешь Кану - и твоя команда выигрывает 3:0! Столько позитива - выразить невозможно. Было ощущение, что все это мне снится.

- Выходя на матч, испытывали желание доказать что-то себе или окружающим?

- Профессиональный спорт - всегда вызов. От игры к игре необходимо доказывать себе, тренеру, болельщикам, что ты достоин выступать в этом клубе.

- В том же 2007 году вы отняли у "Баварии" очки и на ее поле. Что перед матчами с мюнхенцами вам говорил тренер?

- Много слов тогда не звучало. Нам сказали, чтобы мы наслаждались футболом. Новый стадион, 70 тысяч зрителей. "Играйте, полностью отдавайтесь футболу и кайфуйте!" - примерно такой была установка.

- Отношение к самой популярной команде чемпионата везде одинаковое, вне зависимости от страны?

- В Германии к "Баварии" относятся так же, как в России к "Спартаку". Это чувствуется по всему: по количеству болельщиков, вниманию журналистов и прочему. Против нас действительно настраиваются по максимуму. Так что и от нас требуется только предельная самоотдача. Иначе никак.

- Болельщики, тренировки, питание… Чем еще большой клуб отличается от маленького?

- Понятие "топ-клуб" включает в себя многое, начиная от традиций и заканчивая бюджетом. Только у лучших команд есть славная история и великие победы. Затем идет финансовая составляющая, которая в современном мире тоже играет не последнюю роль.

- "Бавария" не так давно обзавелась новым, оборудованным по последнему слову техники клубным автобусом за 500 тысяч евро. Вы, наверное, на менее роскошном транспорте по Германии колесили?

- У нас в "Нюрнберге" в свое время был лучший автобус в бундеслиге! Спецзаказ. Там имелись и кровати, и плазменные телевизоры, и кухня, где разогревали еду на 40 человек.

- И все это - в автобусе?!

- Да! Потом уже "Бохум" нас перещеголял. Они у себя игровые приставки поставили.

- Футболисты из "простых" команд, встречаясь с привилегированным соперником, живущим в таких условиях, наверное, вдвойне хотят победить?

- Пожалуй, так. Но дело просто в том, что в Германии почти на все матчи ездят на автобусе. Даже "Бавария". Поэтому там и не жалеют денег на удобства. У мюнхенцев вообще была девушка-водитель, которая даже кулинарные пристрастия каждого знала.

- Сергей Семак как-то раз забил три мяча в ворота "ПСЖ", после чего перешел в эту команду. Проявить себя в матче с известным клубом дорогого стоит?

- Подобное случается нередко. Такая же ситуация была и у Саши Кержакова, который показал себя с лучшей стороны в матчах против "Севильи". На фоне серьезного соперника проявить себя все хотят.

- В мировом футболе образцовым "цепным псом", который как заведенный носится по полю, считается Дженнаро Гаттузо. А кто в "Спартаке" рвет и мечет даже на тренировках?

- Таких эмоциональных, как Гаттузо, больше не существует. И нам, пожалуй, как раз этого где-то и не хватает. Надо активнее общаться на поле. Если будем больше подсказывать друг другу, это станет для нас значительным плюсом.

- В воскресенье Нальчик наверняка отдаст все для победы. Как свести на нет страсть оппонента?

- Мы с уважением относимся к каждому сопернику, но все же стараемся больше следить за своей игрой. Приезжающие к нам команды частенько играют от обороны. И если пропустить первыми, могут возникнуть определенные проблемы, как в игре с "Тереком". Вроде бы владеешь мячом, а потом не уследил за одной контратакой - и уже ты проигрываешь, а соперник выставляет двойной кордон в обороне. Так что нам определенно лучше забивать первыми, ничего не дожидаясь.

- И последний вопрос: как надо играть в футбол - с холодной головой или с горящими глазами?

- С душой.

Григорий ТЕЛИНГАТЕР

http://www.sport-express.ru/newspaper/2010-04-24/3_1/

ПРОФЕССОР ФУТБОЛОГИИ

Спорт-Экспресс, 23 апреля 2010 года
Количество просмотров: 3986

Фото

В воскресенье в Лужниках "Спартак" Нальчик впервые в своей истории выйдет на поле московского стадиона в качестве лидера российского чемпионата. Руководить его игрой будет Юрий Красножан, который со своей командой сотворил настоящую сенсацию на старте нынешнего сезона. 

ПРОФЕССОР ФУТБОЛОГИИ

Вообще-то истинная фамилия главного тренера нальчан - Красножен. Так, по крайней мере гласит семейное предание: все дело в красоте жен. Они у Красноженов неизменно были красивыми, или "красными", если на старорусский манер. Красножаном стал отец нынешнего рулевого "Спартака", юношей получивший паспорт с узаконенной этим документом грамматической ошибкой.

Сын энергетика, Юрий Красножан решил пойти своей дорогой, выбрав футбол. В 10 лет он записался в секцию, в 17, по окончании школы, попал в команду мастеров. Нальчик в год московской Олимпиады бесславно вылетал из первой лиги - и руководство приняло решение обновить состав, сделав ставку на молодежь. Во второй лиге Красножан три года играл постоянно. Повезло - попал под правило, заставлявшее клубы второй союзной лиги доверять молодым, выставляя на игру как минимум одного футболиста не старше 21 года.

Собственно, в 21 Красножан с профессиональным футболом и попрощался, на семь лет отлучившись в другую жизнь. Туда, где его помнят преподавателем в школе и футболистом команд, игравших на первенство республики.

УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

О том, что Красножан был учителем физкультуры, теперь известно всем. Куда меньше растиражирован тот факт, что старт его тренерской карьеры получился, мягко говоря, сложным. Он начал в соседнем со столицей Кабардино-Балкарии Баксане, где был помощником у Юрия Пазова, своего ровесника. Интересно, где он теперь?!

Потом там же, в небольшом городке близ Нальчика, Красножан два года помогал Виктору Кумыкову - самому успешному российскому тренеру в истории современного узбекского футбола. Нальчанин не первый год трудится в этой стране, добывая со своими командами кубки и медали.

Именно Кумыков, в середине 90-х возглавивший главную команду Кабардино-Балкарии, вернул Красножана в профессию. В 98-м он позвал коллегу и товарища к себе в штаб.

- Полгода я Виктору помогал почти на общественных началах, без контракта. В Баксане команду к тому времени закрыли. Отучившись в ВШТ, я приехал домой в качестве безработного. Кумыков позвал к себе. Меня даже не заявляли официально, - вспоминает Красножан. - Потом Витю с работы сняли, и на полгода я остался без дела.

ПОМОЩНИК ГЛАВНОГО

Говорят, самое важное в жизни - встречи, которые дарят тебе новые знакомства с хорошими людьми. Красножану на такие встречи не всегда, но везло. В декабре 98-го в клуб из Нальчика пришел Владимир Балов. Бывший футболист, потом успешный бизнесмен, он в 80-х играл вместе с Красножаном, а спустя 15 лет занял пост генерального директора. Балов и теперь гендир, хотя структурно клуб сильно изменился за последние пять лет. Появился совет директоров, где у того же Красножана - кресло и право голоса. Есть вице-президент - Андзор Белимготов - с правом вето и решающего слова в вопросах экономики клуба. Есть спортивный директор, технический, коммерческий, несколько отделов.

А тогда, поздней осенью 98-го, именно Балов формировал команду, которая могла бы избавить Кабардино-Балкарию от возможной встречи со второй лигой. Кавказский "Спартак" лишь чудом избежал вылета. Прошлогодний рывок Красножана и К о, выбравшихся с самого дна таблицы премьер-лиги, порой напоминал то самое чудесное спасение: 18 очков в заключительных 7 матчах!

Балов , собственно, и предложил правлению клуба кандидатуру Красножана.

- В канун 1999-го я получил новогодний подарок. Меня утвердили помощником Асланбека Ханцева, работавшего тогда главным тренером. Новый год встречал при должности, - вспоминал о том отрезке своей жизни сам Красножан.

- Красножан поначалу отвечал в команде за физподготовку. У игроков в отношении специалистов, отвечающих за этот участок работы, долгое время присутствовал скепсис, а в 90-х это вообще было новым делом. Но Красножан быстро убедил нас в том, что его работа полезна. Мы, поработав по его программе, ощутимо прибавили, - говорит Сергей Кращенко, ныне тренер вратарей нальчан, тогда - игрок.

В качестве помощника Красножан отработает в главной команде лишь год и отправится в дубль.

Тот шаг казался ссылкой, но на деле нальчанину выпал шанс стать самостоятельной фигурой. Тренером с идеями и собственной концепцией построения игры. Личностью.

МЕСТНЫЙ, ПРОВЕРЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

В региональном первенстве Северного Кавказа для команд третьего дивизиона Красножан провел четыре года. Место в середине таблицы, молодежь в составе, право на творческий поиск, самостоятельность в принятии решений и даже поиск спонсоров. Такой тогда была его жизнь. Заниматься в ней приходилось абсолютно всем, а не только тренировками по заранее спланированному помощниками расписанию.

А еще в ней было место надежде - на шанс. Плюс автобусные переезды и широкая география маленьких городов, станиц и поселков региона: Сальск и Буденновск, Малгобек, Черкесск, Майский и Баксан, Избербаш, Лагань…

Вырваться из этого круга помог случай. Главная команда Кабардино-Балкарии в декабре 2003-го лишилась главного тренера. Софербий Ешугов не устоял перед соблазном, получив приглашение из Краснодара. "Кубань" после десяти лет скитаний по низшим лигам вернулась в элитный дивизион. Гордый адыгеец, прежде работавший только самостоятельно, согласился на место старшего тренера в штабе молодого коллеги Игоря Южанина. А Нальчику нужно было что-то решать. На Ешугова рассчитывали, его уход стал сюрпризом.

- Больших денег у нас никогда не было. Плюс специфика работы в регионе. Не каждый ее прочувствует. Уже поэтому приглашение специалиста со стороны было риском, - вспоминает Балов. - Идеальным вариантом был бы местный, проверенный человек. Тот, кто сможет принести в команду нечто новое и сам отработает с предельной мотивацией. Я увидел такого специалиста в Красножане.

ЖИЗНЕННЫЕ И ТРЕНЕРСКИЕ ПРИНЦИПЫ НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ

Интуиция не подвела Балова. Красножан с порученным ему участком работы справился. Причем с блеском. В год дебюта со своей командой он долго лидировал, выиграв первый круг первенства в первом дивизионе.

Тот успех позволил "Спартаку" найти инвестора. Это нынешний президент республики Арсен Каноков. Тогда он был руководителем и владельцем корпорации "Синдика". С лета 2003-го компания с офисом в Москве начала вкладывать деньги в футбольный клуб из Нальчика. Вкладывает и теперь, оставаясь главным "кошельком" одного из немногих российских по-настоящему частных клубов. По крайней мере де-факто дела обстоят именно так, хотя юридически "Спартак" в последние годы менял статус и даже выпускал - по закрытой подписке - акции.

Поначалу у Красножана была предельно простая мотивация в работе.

- Я очень не хотел опозориться, - признается он. - Это был мой главный мотив. Команда, к счастью, меня поддержала, приняв мою тренерскую философию.

- Нынешний Красножан сильно отличается от того специалиста, который когда-то принял Нальчик?

- Нет, принципы - жизненные и тренерские - остались прежними. Изменилась мотивация. Теперь хочется добиться чего-то серьезного.

- Нальчику в этом праве наши футбольные эксперты обычно отказывают.

- У меня по этому поводу был даже внутренний конфликт с самим собой. С одной стороны я понимал: финансирование, которое могут обеспечить клубу наши инвесторы, уступало недавним возможностям "Сатурна", не говоря уже о "Зените", "Спартаке", "Динамо". С другой стороны, на поле выходят живые люди. Задача тренера - помочь им поверить в себя, в свой талант. Если ты сам не веришь, что нет недостижимых целей, а есть неожиданные решения, которые помогают добиться цели, никто тебе не поможет. Даже деньги.

- Нальчик больше не хочет быть скромником, который рад уже тому, что играет в премьер-лиге?

- Не хочет. Мы хотим развиваться. Если ты куда-то двигаешься, уже есть шанс на прогресс.

КАК ТУТ УХОДИТЬ?!

Фраза про прогресс - одна из любимых у Красножана. Он не устает ее повторять, порой вызывая у футбольной публики изрядное раздражение. Мол, если ты такой умный, чего до сих пор в своем Нальчике сидишь?!

Прогрессировать, скажем, в "Москве" Красножану и впрямь было бы проще. Новый проект, хорошие возможности. Были. Юрий Белоус, попрощавшись с Леонидом Слуцким, сначала вел переговоры именно с Красножаном, но, не получив твердого "да", отправился в Киев, где нашел отклик на свое предложение у Олега Блохина. В итоге, впрочем, офис горожан получил сотрудника по фамилии Красножан. Работа в "Москве" нашлась для Анны, дочери главного тренера нальчан, профессионального переводчика и дипломированного менеджера.

Сын Артем из Нальчика тоже уехал. Как и отец, он выбрал свою дорогу, оставив футбол в девятом классе. Благо, тренер Красножан сообщил наследнику в серьезном разговоре главное: рассчитывать на какие-то значимые достижения как футболисту будет для него опрометчивым поступком. В итоге Артем выбрал институт бизнеса и права. Если осенью он получит место в ростовском футбольном клубе, я такому повороту в судьбе молодого парня не удивлюсь. Это будет очень даже логично.

В "Ростов" ведь Юрия Красножана тоже звали. Прошлым ноябрем. Депутат парламента Кабардино-Балкарии, доверенное лицо президента республики, просто всеми уважаемый человек уехать просто так, не поставив в известность руководство родного региона, никак не мог. Это было бы близоруким, некорректным решением.

Красножан и не уехал. Его, похоже, с родины если куда и отпустят, то только в сборную. Да и то не всякую. Варианты с "Тереком", "Крыльями", "Сатурном", "Кубанью" при всем моем к ним расположении тоже далеко не бесспорны. Нальчик, уверяю вас, оценивает себя как минимум не хуже.

Некогда горбатое поле с ужасным дренажом теперь одно из лучших в стране. Стадион из памятника архитектуры, ветшавшего на глазах, превращается в спортивный объект, получивший вторую жизнь. Штаб Красножана - один из самых многочисленных в нашем футболе. Только теоретиков и аналитиков трое.

Красножан в Кабардино-Балкарии - генерал футбола. Впрямую или косвенно он влияет на все процессы, связанные с развитием и буднями своей игры в республике. Профессор футбологии - это тоже про него.

Как тут уходить?! И главное - куда? Разве что в другой Спартак". Московский. Туда Красножана, пусть не сразу, скрепя сердце, но отпустят. Пока, правда, в Тарасовку тренера с красивой фамилией не зовут. 

http://www.sport-express.ru/newspaper/2010-04-23/5_4/